"ДЕНЕГ НЕ НАДО!"

Jun 13, 2013 00:17


Главный тренер футбольной молодежной сборной Николай Писарев, объясняя неудачи команды, рассказал о том, что ... «Нынешняя молодежь - продукт страны, в которой девиз - «ни шагу бесплатно» . На эти слова, характеризуя нравственный климат сегодняшней России, потом сослалось радио «Эхо Москвы»… Ну, мы привыкли уже к тому, что учителями жизни и нравственности у нас выступают актёры и другие любимцы публики, а теперь вот - и спортсмены.

И скажите пожалуйста, какие «чистые руки и горячие сердца» у нынешних буревестников леворуции, того и гляди громко скажут «нет!» «миру наживы и чистогана». На самом деле о таком положении дел можно только мечтать, и эрефийскому социуму ещё очень далеко до измерения усилий, замыслов и предприятий своих членов универсальной мерой - деньгами.

Совецкий социум хочет, конечно, денег, но не потому что он понял их смысл, а потому что видит, как удобно и обеспеченно устроена жизнь в мире чистогана, где деньги - всему голова. То есть, это тот самый карго-культ, о котором так много сегодня говорят, только на этот раз - культ денег. В реальности у нас же каждый шаг оплачивается или стимулируется вовсе не деньгами, а позиционными привилегиями.

Это очень хитрая, подлая и сложная система. Система эта была выработана за годы совецкой власти. Это не старые хорошо известные и простые сословные привилегии. Простые они были, потому что сословий было мало - четыре или пять… и всем было ясно, кто ты есть и как тебя оценивать. А главное, сословия были хорошо различимы, и привилегии не скрывались, были, как сейчас говорят, прозрачными.

Совецкие же привилегии отличались тем, что были выстроены в почти необозримую пирамиду: каждая должность и социальная позиция отличалась от другой, соседней, на совсем немного, на чуть-чуть, но отличалась. Ещё какие-то надбавки, поощрения, возможности отдыха и лечения и пр. Выезд за границу - ну, это для элиты номенклатуры. Чтобы разница в абсолютной величине привилегий стала заметной и ощутимой, нужно было рассмотреть не соседние позиции, а расположенные через несколько ступенек иерархии, через несколько рангов некой всебщей советской табели. Причём, что особенно интересно, различия были введены и постоянно уточнялись как по вертикали, так и по горизонтали. Ну, по вертикали - ясно, а как по горизонтали-то? Ведь это по определению один и тот же уровень? Да очень просто инженер, казалось бы везде инженер, на 120 рублей, но инженер в Москве - это не то же самое, что инженер в Барнауле (географическая подсистема привилегий), инженер-строитель отличался от инженера-механика (отраслевое), одна стройка важная, другая - нет (важность определяла снабжение фондами и оплатой труда) и т.д.

И ещё она, эта система, была странной. Социально непривычной, какой-то перевёрнутой. Лучшими людьми стали вдруг куплетисты, актёры и спортсмены, чуть позже к "новой элите" прибавились мясники, завовощебазами и автослесари.

Слишком долго будет всё это прописывать. Но особенно тщательно эта система микро-привилегий была проработана среди бюрократии. Там каждая позиция по горизонтали и вертикали была определена большим числом факторов. Особенно заметны были эти микро-привилегии среди военных, в системе МВД и спецслужб, то есть силовиков. Заметны настолько, что привилегии, например, гаишников стали в новых условиях уже не микро, а макро.

В этой дробности социума по привилегиям (соседи - почти не различимы, а по вертикали - пропасть), мне кажется, секрет удивительной устойчивости совецкой системы. Сегодня эта система несколько сгладилась, но по-прежнему жива, видимо потому что поддерживается социумом.

совецкий на рандеву

Previous post Next post
Up