[Где-то в пригожих долинах Швейцарии образовались чудики] Где-то в пригожих долинах Швейцарии образовались чудики (движение Fonacon), которые не хотят быть "рабами календаря" и хотят отменить переход в следующий год. На первый взгляд может показаться, что они традиционалисты, которые считают, что Золотой век уже был, а чем дальше по времени, тем только хуже, и сегодня уже век Железный, кали-юга, а дальше - только ещё хуже. Но нет, они самые что ни на есть модернисты: им надоело встречать "новые года" всё время одинаково. Они хотят изменений и нововведений, хотят отменить календарь. В пределе это умонастроение - то же самое, что у Белой королевы в сказке про Алису: никаких "правил игры" и никаких систем отсчёта!.. Это приводит к экстатическому состоянию опьянения или алхимическому путешествию в стихии воды, где всё зыбко и не на что опереться. Как сказал поэт: "учитесь плавать, учитесь плавать, учитесь водку пить из горлА". В таком состоянии праздника - зачем календарь? Праздник, это и есть в каком-то смысле выход за пределы календаря, за пределы необходимой и неизбежной смены дней, сезонов, упорядоченной повседневности труда и отдыха, подробно и тщательно размеченной повседневности.
Традиционный образ жизни - это и есть календарь, объемлющий всё, и приручивший даже праздники, загнавший их в клетки дней, а рвущуюся за пределы себя душу в рамки нормированного потребления алкоголя и правильного (то есть, по правилам) секса. Календарь, конечно, вещь сильная: с движением светил и точными периодами смены света и тени, холода и тепла - не поспоришь.
Как только появилась малейшая независимость от календаря: запасы излишков пищи, средства передвижения и другое "вооружение", так сразу начинается история, то есть движение "поперёк" календаря, появляются события, в основном завоевания и подчинения, независимые от дней и сезонов, определяемые только деяниями: сначала героев, полубогов, а потом и групп и даже "масс" людей.
А уж эту историю можно видеть по-разному: как регресс - уход от установленного Небесами состояния, как прогресс - планомерное улучшение согласно разумным проектам, но можно и как... Историю, некий конкретный сюжет, придуманный Автором-Вседержителем, и каждодневно разыгрывающийся на мировой сцене.
Эта Священная история - замысел Творца о нас. Мы в этой божественной мистерии можем сколько угодно своевольничать, свободная воля нам дарована, в этом Создатель уподобил нас Себе, но все возможные траектории всё равно расписаны и известны заранее. И приводят либо в Никуда, в Хаос или Небытие, либо к Нему, "в домы, коих он уготовил много", в принципе для каждого. То есть, есть и такой Священный календарь в виде повествования Благой вести (Ев-Ангелие) : Творение, Грехопадение, Спасение, Выбор пути-Воцерковление, Апокалипсис-Суд.
Развёртка этого повествования протекает как бы в разных временах: в сотворённом физическом времени, где движется (куда?) сотворённая Природа, в социальном времени, в котором движется человеческая история... Тут выходит на первый план способность (дарованная) человека "творить времена" и выбирать, в каком времени жить: в традиционном, проектном, священном.
Но есть и субъективное время у каждого человека. Это моё внутреннее время. Субъективное временное пространство создаётся творческой волей отдельного человека. Когда я живу автоматически, не делаю ни выборов, ни поступков, не включаюсь в сознание, словом, не занят творчеством, то выпадаю из своего времени в социальное, меня несёт культура, благодаря ей я не падаю совсем... ну, куда-нибудь в естественно-историческое, то есть в физическое, время. В этом времени я обычный "мыслящий тростник" и умираю по мере увядания или разрушения, как засыхает яблоня или выветривается скальный уступ. Но в моём личном времени я по-настоящему свободен: в акте творчества физическое время может равняться нулю, а ортогональное ему время разворачивания творческой картины может простираться сколь угодно далеко. Субъективное время даёт нам представление о бессмертии.
Интересный пример ортогональности внутреннего и физического времени приводит оригинальный отечественный мыслитель биолог-анти-дарвинист А. Любищев: молодому человеку снится, как он знакомится с девушкой, ухаживает за ней, гуляет в парке, катается на лодке, делает предложение, венчаются в церкви, звонят колокола, колокольный звон переходит в звон будильника, молодой человек просыпается. Понятно, что причина (звонок будильника) и следствие (развёртка содержание сна) в субъективном времени поменялись местами, то есть субъективное время по отношению к физическому течёт назад! возможно представление и об отрицательном времени и его субъективное переживание.
Вот куда завело размышление о календаре в первый день нового года, во время православного Рождественского поста.