СТРАШНО, ИЛИ НЕТ?

Jun 14, 2023 18:30

[коммунистическая идеология, запечатлённая в образах]
Вот коммунистическая идеология, запечатлённая в образах - это страшно...
или нет? А с чего бы? Ну, картинки... сделанные, правда, по заказу начальства.
А начальство это... оно такое: как было сказано в злом анекдоте про Ленина,
"мог бы бритвой по горлу!" Ну а сама идеология-то, когда с ней соприкасаешься,
когда она вкрадчиво щекочет тебе ум абстракцией, утопией - она как, страшит?
Те, кто жили при Софье Власьевне и сберегли, не сломали себе психику, у тех
есть иммунитет к советской идейной обработке... ну, как иммунитет - просто
умение не впускать в себя, закрываться. А нормальный, естественный разум,
которому закрытость ни к чему, он при соприкосновении с принципиальной
ложью левой идеологии, обычно ощущает холод анти-жизни, хаоса и тотальной
неправды... и инстинктивно ёжится!..

Вот умеет социалистический реализм страху навести на пуст... - нет, не на пустом,
а, так скажем, на виртуальном месте. Место-то не пустое, но и не реальное, а что
называется выдуманное, книжное.

Ну вот разве не страшно смотреть на эту картину, состоящую из каких-то зомби,
потому что этим фигурам всё человеческое как-то не впору, не подходит.
А что они делают? - Кажется, исполняют какой-то ритуал... но богов
здесь нет, одни абстракции:



И. Радоман: «Эскиз росписи советского павильона Международной ярмарки
в Лейпциге», 1952.

И имя автора какое-то... больше похожее на псевдоним или на партийную кличку.

Но вот чем-то соцреализм интересен, и к примеру коллекционировать его можно,
стиль имеет галерейную и коммерческую перспективу. И мне кажется, один из
секретов его интересности заключается в таком подходе к изображению действи-
тельности, который я назвал бы принципом утопического натюрморта, причём не
столько потому что здесь "мёртвая природа" (как мы выше уже отметили, не люди,
а зомби), сколько потому что в поле изображения попадают специально отобран-
ные и подобранные предметы, чтобы этот набор умерщвлённых и неодушевлённых
артефактов выражал некоторую идею, точнее: идеологему.

Вот как на следующей более поздней соцреалистической картине:



М.Данциг: «Земля и люди», 1984.

Снова имя автора напоминает позывной. Снова страшно... но мы теперь вооружены
ключом, который может подвести явление под категорию.

Перед нами без сомнения - натюрморт. Только он вселенских масштабов (впрочем,
это обычная претензия и одержимость коммунистов-социалистов): мы видим ни в
коем случае не естественный сельский пейзаж, а специально собранный набор
специально обработанных (если не сказать - выхолощенных) предметов, даже
человеческая фигура здесь не человек, а его знак, даже само Солнце здесь
не светило, а символ. В общем, страшно до ужаса космического.

изобразительный универсум

Previous post Next post
Up