[коммунистическая идеология, запечатлённая в образах] Вот коммунистическая идеология, запечатлённая в образах - это страшно... или нет? А с чего бы? Ну, картинки... сделанные, правда, по заказу начальства. А начальство это... оно такое: как было сказано в злом анекдоте про Ленина, "мог бы бритвой по горлу!" Ну а сама идеология-то, когда с ней соприкасаешься, когда она вкрадчиво щекочет тебе ум абстракцией, утопией - она как, страшит? Те, кто жили при Софье Власьевне и сберегли, не сломали себе психику, у тех есть иммунитет к советской идейной обработке... ну, как иммунитет - просто умение не впускать в себя, закрываться. А нормальный, естественный разум, которому закрытость ни к чему, он при соприкосновении с принципиальной ложью левой идеологии, обычно ощущает холод анти-жизни, хаоса и тотальной неправды... и инстинктивно ёжится!..
Вот умеет социалистический реализм страху навести на пуст... - нет, не на пустом, а, так скажем, на виртуальном месте. Место-то не пустое, но и не реальное, а что называется выдуманное, книжное.
Ну вот разве не страшно смотреть на эту картину, состоящую из каких-то зомби, потому что этим фигурам всё человеческое как-то не впору, не подходит. А что они делают? - Кажется, исполняют какой-то ритуал... но богов здесь нет, одни абстракции:
И. Радоман: «Эскиз росписи советского павильона Международной ярмарки в Лейпциге», 1952.
И имя автора какое-то... больше похожее на псевдоним или на партийную кличку.
Но вот чем-то соцреализм интересен, и к примеру коллекционировать его можно, стиль имеет галерейную и коммерческую перспективу. И мне кажется, один из секретов его интересности заключается в таком подходе к изображению действи- тельности, который я назвал бы принципом утопического натюрморта, причём не столько потому что здесь "мёртвая природа" (как мы выше уже отметили, не люди, а зомби), сколько потому что в поле изображения попадают специально отобран- ные и подобранные предметы, чтобы этот набор умерщвлённых и неодушевлённых артефактов выражал некоторую идею, точнее: идеологему.
Вот как на следующей более поздней соцреалистической картине:
М.Данциг: «Земля и люди», 1984.
Снова имя автора напоминает позывной. Снова страшно... но мы теперь вооружены ключом, который может подвести явление под категорию.
Перед нами без сомнения - натюрморт. Только он вселенских масштабов (впрочем, это обычная претензия и одержимость коммунистов-социалистов): мы видим ни в коем случае не естественный сельский пейзаж, а специально собранный набор специально обработанных (если не сказать - выхолощенных) предметов, даже человеческая фигура здесь не человек, а его знак, даже само Солнце здесь не светило, а символ. В общем, страшно до ужаса космического.