РУССКИЕ ЛЫЦАРИ-СПОРТСМЕНЫ, ВОИНЫ-МУЧЕНИКИ

Jan 24, 2023 00:43

[Можем ли мы понять сегодня экстатизм боя за веру?]
Начать, наверно, нужно с начала XVI века. В 1527 году на казаков черкасских и каневских жаловался крымский хан Саип-Герай королю Сигизмунду I Старому за то, что они делали нападения на татарские улусы.

Казакам смешно было бы слышать о политическом смысле их действий, о каком-нибудь "стратегическом значении портов и проливов". Казаки - это прежде всего православный воинский орден, и руководствовались они в своих действиях своими внутренними задачами. Какими? Спросите у художника, какие он решает задачи, создавая произведение. Его цель - трансцендентна! то есть лежит за пределами нашего сегодняшнего скучного и боязливого существования. Так и цель казаков. Можем ли мы понять сегодня экстатизм боя за веру? А экстатическое это и есть буквально: выход за пределы себя, то есть трансцендентное. Можем ли мы сегодня понять такую цель казаков, как снискание славы? (См. напр., такой замечательный источник по нашей истории и культуре, как Азовское сидение).

Вершин своего рыцарского экстатического спорта казаки достигают в "морских соревнованиях". Эти воинские игры устраивались постоянно, начиная с 1559 года. Вот описание одной из них.

"Год 1616. Морской поход запорожцев в числе 2000 человек под начальством атамана Сагайдачного (да, того самого, "необачного", о котором в песне, которая сводила с ума Бунина, поётся, что он ехал "по зади" и "променял жинку на тютюн да люльку", в отличие от Дорошенко, который ехал на своем коне "по переди", из слов песни ясно, что эта вереница героев-казаков из разного времени и разных мест направляется не в Вальхаллу, а просто "за пределы", в песне неудобно говорить прямо, что-нибудь типа "в руци Его", это не вяжется с целомудрием творчества нашего народа) на побережье Крыма и Анатолии".

Сделаю ещё примечание: этимологию слова "казак" некоторые авторы (см. приведённые ссылки) возводят к тюркскому "кай" - лёгкий, "сак" - вьюк, откуда: кайсак, казак = легковьючный, лёгкий на подьём и легковооружённый. Рыцарь, не закованный в железо, вот кто такой - казак. Говорится: "в числе 2000 человек", казаки не воевали большими войсками, как турки или государственные военные Московского царства, которых сразу могло быть больше 100 000 и больше 200 000 человек. Какой спорт в регулярной-то армии. Далее, плавали казаки на длинных быстроходных лодках, "чайках" или "кайках", в которые помещалось всего-то несколько десятков человек. Всё во имя лёгкости манёвра в бою. Никакого тяжёловесного "управления боем", каждый казак, воин-профессионал, сам знал, что делать и сам принимал решения.

Продолжаю. "Прорвавшись из Днепра в Чёрное море, вход в которое у Очакова охранялся турецким флотом под командованием капудан-паши Али-паши, флотилия казаков захватила и уничтожила до полутора десятков галер и до сотни каек, а затем, подойдя к восточному берегу Крыма сожгла город Кафу (Феодосия). Освободив множество христианских пленников и заложников, запорожцы пересекли Чёрное море и, напав на Трапезонд и Синоп, взяли приступом оба города, причём разгромили высланный против них отряд турецких судов, потопив три корабля и несколько судов захватив. Узнав на обратном пути, что турки преградили большим флотом путь к Днепру, казаки повернули на север и через Азовское море прошли к Дону, откуда с добычей сухим путём вернулись в Сечь".

Это сухая военно-историческая хроника со ссылками на Д.Бантыш-Каменского, А.Висковатого и Д.Эварницкого, но спортивный смысл виден отчётливо. Зачем плавали? Ничего, вроде, не присоединили, не принудили к какой-нибудь "унии". Зачем? Просто тренинг? Этот смысл в самой казачьей логике. Вот отвечают казаки туркам на ультиматум о сдаче во время Азовского сидения. Вас двести тысяч, нас - всего двадцать тысяч, поэтому нам хорошо, а вам плохо, потому что нам слава, вам - позор. Как вам такой силлогизм?

А вот как в песне "Ой, пье Байда" излагается история гибели казака Байды (старшины черкасского и каневского Дмитрия Вишневецкого, одного из основателей знаменитого рода Вишневецких).

Благодаря измене и обману, турки захватили Байду в плен и, подвесив его за ребро на крюк, стали мучить и склонять к отречению от веры православной. Байда, подобно Сигурду из скандинавской "Эдды", который со связанными руками в яме со змеями играл на арфе ногами, пел песни и издевался над трусостью турецких воинов и над их пророком Магометом. Повисев так несколько дней, Байда попросил есть и пить, турки дали ему лук со стрелой, мол: добудь себе сам голубка (думали посмеяться, как измученный Байда промахнётся, а они потом ещё и расскажут всему свету, что он был слабым спортсменом, стрелком). Но вместо голубя, Байда выстрелил дочке турецкого паши в голову. После этого туркам пришлось убить его, чего он и добивался. Турки по старому воинскому обычаю вынули сердце Байды и съели, дабы приобщиться к смелости этого совершенного воина.



24 января 1919 года Оргбюро ЦК РКП (б) выпустило циркулярную инструкцию за подписью Свердлова о массовом терроре и истреблении казачества. Советской властью было беспощадно уничтожено около 700 тысяч казаков и их семей.

казаки

Previous post Next post
Up