ОРИЕНТАЛЬНО-ОКСИДЕНТАЛЬНЫЙ СИНТЕЗ В МУЗЫКЕ

Jun 04, 2022 16:24

[Его адепты утверждают, что он возможен]Его адепты утверждают, что он возможен. Музыкальные скептики полагают, что он подобен вольтеровскому западно-восточному дивану, то есть про эту музыку лишь только говорят, что это фьюжн, а на практике никакого сплава!.. Но другого-то всё равно нетRead more... )

musica nova, фьюжн, музыка в социуме, муслим на рандеву

Leave a comment

mmnt June 4 2022, 14:00:13 UTC
Это просто объясняется. Лахорцы привыкли играть индийскую музыку, которая много сложнее западной. Где западное, непривычное ухо слышит занудливые вариации вокруг одной ноты, индус слышит целую пьесу. А простые европейские квадраты им скучны, и органично играть такое они не умеют. Могут - но для них это "музыка варваров".
А по второму ролику почти все солирующие музыканты европейцы, которые используют азиатские инструменты. Такое тоже возможно, иногда европейцам удавалось хорошую азиатскую школу пройти, их там признавали. Но чаще это чисто инструментальное заимствование.

Reply

pankratiev June 4 2022, 14:18:16 UTC
Да, в посте отмечено, что европейцу интересны восточные инструменты.

А вообще, когда обе стороны считают друг друга варварами, какой тогда фьюжн!?.

Reply

mmnt June 4 2022, 14:40:20 UTC
Фьюжн и всякий фри-джаз - это очень высокий уровень музыкального мышления, скорее даже чутья. Однако в основе там лежат весьма нехитрые квадраты, и родилась она из попсы.

Всякая народная музыка имеет примитивные формы. Поднимает ее вверх не "народ", а конкретные мастера, создающие школы и теории. Индусы это начали делать на 1000 лет раньше европейцев и продвинулись много дальше. Но европейцы прогрессировали быстрее и создали то, что сейчас называют "классической музыкой". Только ее и можно сравнивать по сложности с индийской.

Reply

pankratiev June 4 2022, 17:58:31 UTC
Со всем этим согласен...

Мне приходилось осваивать и практиковать протяжные песни донских казаков.
Так вот, самые распетые (на один слог может приходиться и 6 и 8 нот) из них - разложены на 5 голосов
(фольклористы из Московской консерватории говорят, что фуги Баха проще и механистичней). И эти же
фольклористы доказывают убедительно, что никакие профессионалы такое не пишут: совсем другое
чуждое профи мышление... Возможно, что в основе композиторская песня, а потом несколько
поколений народных исполнителей распевают её, заметно усложняя исходник... Заметьте не упрощают,
а усложняют!.. Вообще народный вкус он часто бывает очень прихотливым и даже вычурным!

Reply

mmnt June 5 2022, 00:41:08 UTC
Что в народе были (и есть) самородки, люди без муз.образования, но с талантом, кто интуитивно велосипеды изобретают - в это верю. И что потом их наработки в народе сохраняются, тоже. Но это не "народ" сам по себе, ин масс. И потом, русский (подлинный) фольклор - штука сама по себе нехитрая, чисто технически. Она требует навыка, владения традицией, включая навык "открытого" пения. Ну и внутреннего чувства, конечно. Это важно, и выходит красиво. Но по технике все ограничено вокалом, инструментальная часть там очень примитивна.

Русская традиция находится так же сбоку от европейской "классики", как и индийская. Но у индусов было 2500 лет на развитие своего "фольклора", а у нас не случилось. Как и у многих других народов.

Reply

pankratiev June 5 2022, 11:05:32 UTC
В теории о самородках и гениях, на очень-очень редкой сети которых
в народном социуме и держится весь "фольклор" есть много правды.
Да это и подтверждает опыт общения с народными исполнителями.
Мужик-тракторист с негнущимися и распухшими от ежедневной
тяжёлой работы пальцами оказывается тончайшим лидером-солистом
и знатоком песенной культуры. Знатоком!.. да, именно он знает,
воспроизводит образцы, но конечно ничего не понимает...
Не понимает чего!? А вот такую вещь, в существовании
которой мне пришлось убедиться...

И вещь эта - системность народной культуры и народного
образа жизни! Философы культуры и цивилизации называют ещё это,
красиво так, "живым космосом", где каждый отдельный элемент имеет
точное своё место и все вместе они образуют космический порядок.
Эта системность и является питательной средой фольклора,
на этом космосе он растёт, лечит свои недуги, воспроизводится и развива
нет, не развивается, но достигает вершин, заложенных в этот космос с самого начала!..

Reply

mmnt June 5 2022, 21:33:19 UTC
Ни разу не встречал трактористов-виртуозов. Традиция сохранилась только в удаленных деревнях, у старичков (большинство уже ушли). И приняли ее не трактористы, а русские горожане, включая откровенных хипстеров. Кстати не обязательно русских этнически, у меня друзья-фольклористы выглядят так: 2 татарина, армянка, армяно-еврейка и 1 вроде русская. А поют отлично, в полном согласии с традицией. Понятно, что все они русские по культуре и языку, но выглядят забавно на концертах.

Мы с вами немножко о разном. Фольклор (любой) - это выражение духа народа во внешних, музыкальных формах. И у всех народов это красиво и органично (хотя и очень по-разному). Но формы эти создавали и создают не в народе, народ их только использует.

Reply

felix_hvedrungr June 7 2022, 09:38:52 UTC
Если кто-то имеет как европейское, так и азиатское музыкальное образование, то фьюжн возможен.

И без этого. Кто сейчас скажет, что песня "Дорогой длинною" считалась совершенно непонятной европейскому и американскому слушателю?

Reply

pankratiev June 7 2022, 10:51:54 UTC
А вот Римский-Корсаков с его "Шахеризадой" - это фьюжн?
На каком-то уровне (очень высоком) - конечно, да, уровне,
где Восток очищен от его пыльных закоулков, где западно-
европейца зарежут беззвучно, но может быть в сопро-
вождении сладких звуков ситара!..

Reply

felix_hvedrungr June 7 2022, 11:00:09 UTC
Это не фьюжн, это мотивы.

Восток бывает очень разным. В ряде арабских стран попытку зарезать мирного туриста не поймут свои же в грубой форме. В священном писании написано, что сделали с Содомом за нарушение обычаев гостеприимства. И это далеко не единственный случай в арабской культуре.

Reply

felix_hvedrungr June 7 2022, 11:05:34 UTC
Вот фьюжн: https://youtu.be/C3lWwBslWqg

И что интересно, появилось под влиянием успешного скрещивания рэпа и половецких плясок Бородина.

Reply

pankratiev June 7 2022, 11:36:04 UTC
На мой вкус здесь тоже на уровне музыкальной ткани сплава нет,
как и с Корсаковым можно сказать, что здесь - только мотивы!..
А что есть? Есть модерн плюс восток. Осовремененный Восток.

Ещё, если вглядываться и вслушиваться, есть предательство Запада!..
Но есть и киплинговское превосходство и бремя белого человека.

Reply

felix_hvedrungr June 7 2022, 11:42:49 UTC
Почему предательство? Запад никогда не был неизменным.

Могу напомнить, что изобретенный византийцами орган стал основой западной высокой духовной музыки. И ничего, сейчас все к этому привыкли. При этом у православных в итоге восторжествовала духовная музыка без инструментов, а также почти полностью исчезли радостные мелодии. Остались у православных арабов на Ближнем Востоке.

Reply

pankratiev June 7 2022, 12:00:58 UTC
Запад никогда не был неизменным.

Да, конечно. Одно из самых западных высказываний:

"Всё должно измениться, чтобы всё осталось по-прежнему"
Джузеппе Томази ди Лампедуза

Хотя, при желании, это высказывание легко выдать и за даосский коан.

Reply


Leave a comment

Up