[в этих образах слишком обильны соки земной жизни] У западных христиан сейчас - адвент, ожидание и подготовка к Рождеству, хотя кое-где у них там его уже запрещают... Зато когда-то, лет так скажем 500 назад ;-)) западное христианское искусство было способно порождать поразительные образы, которые связаны с Рождеством, Ребёнком Иисусом Христом и Мадонной. Вот как например, эти, довольно редко публикуемые фрагменты фрески Пинториккио, которая была написана на стене в Апартаментах папы римского Алексан- дра VI Борджиа в Ватикане. На мой северный православный вкус в этих образах слишком обильны соки земной жизни, но озарений благодати, спущенных художнику из горнего мира, они собой не заслоняют.
Это первый фрагмент фрески - прекрасная Мадонна - долгое время хранилась в частной коллекции. Отсюда и нечастое публичное воспроизведение образа. Кроме того есть легенда, почему эту фреску разделили на фрагменты. Если верить слухам, которые ходили в Риме в конце XV века, на фрагменте фрески изображена Джулия Фарнезе (1474 - 1524), юная фаворитка и любовница папы Александра VI. Легенда гласит, что Пинтуриккио не только изобразил Джулию Фарнезе в образе Марии, но и написал Иисуса с дочери Джулии и Александра. Девочка по имени Лаура родилась в 1492 году, когда Борджиа занял папский престол.
Сюжет полной, не разделённой на фрагменты фрески - это очень распространённое и берущее начало в раннем византийском искусстве изображение Богоматери на престоле с Младенцем и коленопреклонённый донатор.
После смерти Александра VI спорная фреска, украшавшая папскую спальню, была скрыта за занавесом, а спустя почти 200 лет - во время понтификата Александра VII - и вовсе удалена со стены и разделена на две части. Портрет «скверного папы» в образе донатора пропал без следа.
Часть с изображением необычайно красивого Младенца Христа в объятиях пары изящных рук и ещё одной, касающейся его ступни (позже картина получила название «Младенец рук») была внесена в список коллекции Флавио Киджи, родственника понтифика.
Такова земная легенда, связанная с этой фреской, которая создаёт богатый и интересный провенанс этим двум карти- нам (фрагментам), но это всё, по-моему, совершенно не влияет на духовные измерения этого шедевра Пинтуриккио.