Искусство с самого начала было техне - умением сделать то, чего нет в природе. Постепенно художество поставило в центр красоту, эстетический критерий, и стало отделяться от технологии. Но до конца так и не отделилось. Сегодня даже стали говорить о технологическом искусстве, имея в виду, конечно, прежде всего кино, телевидение, а в самое последнее время - компьютер. Но в основе компьютера лежит идея программы и исполнения её машиной, что делает её автоматом. А автоматы умели делать очень давно, кое-какие уже в античности, а в XVI-XVIII вв. так и вообще весьма сложные. Созданием человекоподобных заводных механизмов занимались многие художники и ученые, среди которых были Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер и Галилео Галилей. При этом они были ещё и изготовлены высокохудожественно. Такие арт-объекты называются автоматонами. Фактически это механические куклы, способные выполнять последовательность действий без участия человека. Один такой старинный автоматон появляется, например, в известном фильме "Лучшее предложение" (2013).
Расскажем о некоторых интересных автоматонах. В 1560 году придворный инженер Хуанело Турриано из Толедо изготовил по приказу короля Испании Филиппа II механического монаха. В такой экзотичной форме король решил отблагодарить Господа за счастливое исцеление единственного наследника от болезни. Хуанело постарался на славу - заводной монах мог ходить, креститься, поднимать распятие в левой руке, двигать глазными яблоками и шептать беззвучные молитвы. Иногда автоматон поднимал крест к губам и целовал его. Несмотря на то, что робопатер перемещался на колесах, кукла имела реалистично выполненные ступни. Они двигались и, поскольку основная конструкция была скрыта под монашеским одеянием, казалось, что механизм ходит на ногах. Так механический монах - при условии, что его регулярно заводили, - мог без устали благодарить Бога от лица короля Испании.
Видео: Национальный музей американской истории, Смитсоновский институт, Вашингтон. 2013
* * *
Японцы, в силу их национального характера, конечно же должны были делать сложные и искусные механические куклы. И делали. Более того, в Японии это было традиционное искусство-ремесло.
Механическое устройство, созданное для того, чтобы дразнить, обмануть или удивить человека назы- валось по-японски "каракури". Если устройство имитировало человека, то добавлялось ещё одно слово - нингё (марионетка, кукла, чучело) и получалось каракури-нингё, то есть то же, что и европейский автоматон. Каракури-нингё использовались в театре (бутай каракури), в религиозных празднествах (даси каракури) и для игры детей или просто для развлечения дома (дзасики каракури, этот тип был, как пра- вило, поменьше размером). Расцвет каракури-нингё приходился на период Эдо (1603-1868).
Автоматон "Стрелок из лука" (или "Мальчик-лучник") очень популярен в Японии да и во всём мире, благодаря тому, что Япония производит для относительно широкого потребителя реплики с оригинала, сделанного примерно 200 лет назад. Но оригинал есть оригинал, к нему совершенно иное отношение: как к историческому артефакту: