[Вообще-то надо заметить, что каждое конкретное приземление - это искусство] Вообще-то надо заметить, что каждое конкретное приземление - это искусство, оно специально готовится и вдохновенно исполняется. А регулируется оно так называемой Чикагской конвенцией, за которую сейчас хватаются журналисты и политологи, работающие на белорусский сепаратизм, но это ужасно глупо: Конвенция эта сработает против них.
Игорь Глебов, доктор юридических наук: Какими международными правовыми нормами регулируется ситуация, подобная случившейся в небе Белоруссии?
Кодекс международного воздушного права (т.е. Чикагская Конвенция о международной гражданской авиации, 1944 г.) запрещает «ненадлежащее использование гражданской авиации» (ст. 4). Конвенция не содержит перечня деяний, которые следует квалифицировать как акты ненадлежащего использования гражданской авиации, но в ней есть принцип суверенитета государства над своим воздушным пространством.
Этот принцип, содержащийся в ст. 3 bis Конвенции, и Приложении № 2 к ней, а также в Руководстве ИКАО дает государству право действовать для того, чтобы остановить любое правонарушение, связанное со взрывами или причинением смерти, серьезным увечьем или значительным ущербом имуществу или окружающей среде, а также с использованием против воздушного судна или на борту воздушного судна, находящегося в эксплуатации, любого оружия. Об этом же гласит и ст. 1 Пекинской конвенции о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации (2010 г.). Исходя из этого государства вправе применять силу против гражданских воздушных судов, при условии, что такие действия не угрожают их безопасности.
Принудительные меры могут включать перехват гражданских воздушных судов самолетами-истребителями, требования прекращения полета и посадки на своей территории и даже открытие предупредительного огня, когда воздушное судно отказывается выполнять указанные требования.
Из смысла ст. 3 bis Чикагской конвенции следует, что гражданское воздушное судно пользуется международной защитой до тех пор, пока оно действует в пределах законных целей гражданского полёта.
Государства могут расценивать воздушную угрозу на борту гражданского транзитного судна, как основание для применения действий в «самообороне», предусмотренных ст. 51 Устава ООН.
Весьма характерно, что ст. 3 bis Чикагской конвенции всего лишь ограничивает, но не запрещает применение силы к гражданским судам. Она гласит, что «каждое государство должно воздержаться от применения оружия против гражданских воздушных судов в полете, и что в случае перехвата, жизни людей на борту и безопасность воздушных судов не должны ставиться под угрозу».
Термин «воздерживаться» здесь означает, что государства должны проявлять выдержку и терпение, ровно до тех пор, пока воздушное судно не угрожает суверенитету государства над его воздушным пространством. Если этого не происходит, то соответствующее государство может принять принудительные меры, чтобы остановить правонарушение, угрожающее жизни людей и безопасности объектов на своей территории.
Эти конвенционные позиции закреплены современной международной практикой и национальным законодательством стран мира, в т.ч. самых цивилизованных. Совет безопасности ООН в рез. № 1368, 1373 и др. разрешил применять вооруженные силы «если воздушное судно используется в целях, противоречащих целям гражданской авиации».
Международный Суд ООН в своих прецедентах неоднократно подтверждал этот принцип. В национальном законодательстве, например, Франции конкретно записано, «если после предупредительных выстрелов, гражданское воздушное судно не реагирует на требования французских властей, Премьер-министр Франции, который отвечает за противовоздушную оборону, может приказать сбить его…».
И бонус, прилагающийся и являющийся следствием этой Конвенции. Из этого видео видно, что Протасевич твёрдо решил не становиться узником совести: