[совсем другой тип личности и душевного склада, другая антропология!] Вместо эпиграфа: Прикольно наблюдать, как высокое уходит из мира. И хорошее высокое, и плохое-противное высокое. Выпяченные подбородки, империи зла, правозащитники, воспитанность-аристократизм, речь, жертвенность, жалость, стыд (это когда человек краснеет)... (Из сети).
Стандартизованные и тиражированные темы сочинений, которые предлагались гимназистам 12-13 лет («Сборник тем и планов для сочинений», выпущенный типографией М.М. Стасюлевича в Петербурге в 1906 году):
• Замирание нашего сада осенью. • Река в лунную ночь. • Встреча войска, возвратившегося из похода. • Лес в лучшую свою пору. • Пароходная пристань. • Дедушкин садик. • Прибытие поезда.
«Темы для рассказов» в младших классах: • О том, что видела птичка в дальних землях. • История постройки дома и разведения при нем сада... • Великаны и пигмеи лесного царства.
«Темы разнородного содержания» для старших гимназистов: • Слово как источник счастья. • Почему жизнь сравнивают с путешествием? • Родина и чужая сторона. • О скоротечности жизни. • Какие предметы составляют богатство России и почему? • О высоком достоинстве человеческого слова и письма. • О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве. • О проявлении нравственного начала в истории. • На чем основывается духовная связь между предками и потомством?
Сказать, что они были умнее и образованнее сегодняшних - это не в ту сторону! Перед нами совсем другой тип личности и душевного склада, другая антропология! И достигалось это не только воспитанием и гуманитарным образованием со знанием классических языков... это ещё и несколько веков генетического отбора!