10 правил,

Feb 26, 2010 19:37

которыми надо руководствоваться, когда пишешь нечто художественное (fiction) ну там роман, повесть...

"The Guardian" посмотрел вокруг, и опросил 14 литераторов именно на такой предмет, 10 правил.
Почему десять? - наверно потому, что на руках 10 пальцев, и вообще: "10" - основание нашей системы счисления.
А вот почему 14 - как раз понятно, ровно столько писателей прислали ответы.
Остальные - послали. Не иначе как знают, что это - страшная пошлость, "делиться секретами мастерства", тем более - бесплатно.
Но тем не менее, тем не менее...
Романист Джонатан Францен вроде дал выразительный перечень, хотя и это - спорно.

Вот его правила. С краткими моими комментариями. А все десятки правил - здесь.

1. Читатель, он ведь не зритель, он не соперник писателю, он - друг.
(Нет, так может думать или воображать автор, но сам читатель... )

2. Художественная история, должна быть личным приключением писателя, его путешествием в неизвестную и пугающую реальность.
Если этого нет - то такая литература стоит ровно столько, сколько заплачено автору за книгу.
(Если написано интересно, то какое мне, читателю, дело до переживаний автора?)

3. Никогда не используйте слово "следовательно" для связки кусков содержания. Для этого у нас есть "и".
Подстановка "следовательно" говорит о лености писателя и его невнимании к тонкостям,
ведь так тупо он пытается решить проблему <слишком много "и" на странице>.
(Это больше проблемы английского языка. В русском даже "следовательно" не добавит логики.)

4. Пишите в третьем лице, если, конечно, возможно сопротивляться отчётливо слышимыму "голосу первого лица".
(Красивость. писатель не забывает, что он обязан (!) высказываться "художественно".)

5. Когда информация становится свободной, бесплатной и тотально доступной,
тщательная разработка материалов к книге становится бессмысленной.
(Вспомнишь тут фундированные черновики Достоевского)

6. Чем более автобиографична художественная история, тем более она нуждается в изобретательстве.
"Метаморфозы" - это самая автобиографичная из вещей, когда-либо и кем-либо написанных.
(Да, иначе автобиографическая проза - скучна. Поэтому, она так часто бывает фантастична.)

7. Гораздо больше видишь, когда спокойно сидишь, чем когда гонишься.
(Это и ребёнок знает. Высказывание в стиле "мудрых" китайских философов.)

8. Очень сомнительно, что любой, имеющий у себя на столе выход в интернет, может написать хорошую вещь.
(Почему вообще это связывается?)

9. "Интересные" глаголы очень редко бывают интересны.
(Правильно.)

10. Сначала ты должен любить, потом можешь быть безжалостным.
(Претенциозно.)

литературная учёба, нехудожественно о художественном

Previous post Next post
Up