[две противостоящие силы, гражданская против государственной] Фольклор - часть традиционной культуры. То есть, как утверждали выдающиеся этнологи, например Клод Леви-Штросс, это по своему типу "холодная культура", то есть относится к культурам, застывшим вне времени (точнее: в мифологическом времени вечного круговорота), не развивающимся, а воспроизводящим один и тот же набор нормативов, ценностей и образцов. Культура современная с этой точки зрения, разумеется, является "горячей", развивающейся, постоянно трансформирующейся и внедряющей постоянно всё новые и новые инновации (простите мне эту тяжеловесную тавтологию). Так долго смотрели и на русский фольклор, полагая что это - музей и архив, пыльные экспонаты, интересные только историкам культуры. Но это не очень хорошо объясняет периодическое увлечение фольклором современных писателей и художников (фольклоризм в литературе и "народность" или "русизм" в живописи), а так же интерес к русской обрядности и песенно-танцевальному фольклору молодёжных музыкальных ансамблей. См., напр., в этом журнале по тегу "русская музыка".
Дело всё в том, что фольклор, будучи системой, или как ещё говорят теоретики культуры - будучи космосом (упорядоченным живым множеством) воспроизводит в основном свою форму и стиль, но не обязательно образцы. То есть фольклор развивается, хотя и не быстро. И это хорошо, что не быстро: воспроизводится толь лучшее, проверенное поколениями, а не сиюминутное, злободневное.
И вот поэтому в свете сказанного, я более чем серьёзно отнёсся к зафиксированному явлению: одному образцу русской традиционной вышивки на тему протестов в Белоруссии:
По-моему это невероятно круто выглядит. Традиционная форма применена к сегодняшнему событию. Казалось бы, крайне схематичное изображение, но это та схема, художественная структура, полученная путём удаления из реальной картины всего случайного, только засоряющего основную идею изображения. И при этом там есть всё необходимое, сведённое к простейшему выражению: автомобили отсылают к современности и конкретному событию 2020 года, две противостоящие силы, гражданская против государственной, опознаваемые наличием или отсутствием щитов... но самое потрясающее - это конечно коктейли Молотова в руках протестующих: они сведены к символу, даже знаку и похожи на звёзды.