[сложность, богатство, счастье] Вот когда-то высказался умный и влиятельный русский человек, Константин Петрович Победоносцев, в том смысле, что "Россия - ледяная пустыня, по которой бродит лихой человек", а публика российская и рада, как тогда, так и сегодня, по-детски. Потом усилиями передовой общественности слова эти "отлили в граните", превратили в формулу, которая и стала в нашей публицистике прямо одной из истин о России. И никого не смущает, что рядом есть, например, и другая формула: "Россия - это сложность, богатство, счастье". И дальше говорят, что если бы не 1917-й год... Но катастрофа 1917-го не могла не случиться, ведь иначе Россия заняла бы в мире место Америки... а это мировые державы никак не могли допустить - слишком для них это было опасно, смертельно опасно. А своеобразный, но очень отчётливый "русский американизм" в Российской империи в XIX веке начал проявляться уже весьма отчётливо. Вот одна из многих историй (семьи), будто с рекламного американского буклета, помещённая на телеграм-канале История Российской империи.
Кто бы мог подумать, что один из этих нарядных и явно богатых мужчин - крепостной крестьянин.
Точнее, бывший крепостной, получивший благодаря своим усилиям вольную. На фото он справа (это Иван Васильевич Кусков с женой Марией Иринарховной).
Родился Иван в 1821 году в семье Василия Кускова, крепостного крестьянина, в маленькой деревне под Рязанью. В юном возрасте, он отпросился у барина на оброк, чтобы заняться мелкой торговлей по деревням.
Оброк - одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами.
Торговля пошла так хорошо, что уже в 20 лет Иван выкупился из неволи и стал свободным.
Судя по всему, он был крайне амбициозен и доходы от местной торговли его не удовлетворили. Зная, что в Сибири и особенно на Дальнем Востоке, цены на все выше, Иван закупил воз товаров и поехал искать торгового счастья из Рязани в Благовещенск. Реализовав товар и закупив на вырученные деньги китайские экзотические вещи, он выехал обратно.
В Красноярске он узнал об открытии золота в Енисейской тайге. Порвав с торговыми делами, Иван поехал за удачей, действительно нашел золото (сейчас это район между Енисейском и Мотыгино), и заложил прииск. Так бывший крепостной буквально за несколько лет стал золотопромышленником.
В 1846 году он женился на красноярке Александре Петровне и увез её на свой прииск. У них родилось шестеро детей, однако уже в 28 лет Александра умерла (произошло это в 1854 году, через 8 лет после свадьбы). Через несколько лет Иван Васильевич вторично женился на Марии Иринарховне, с которой завёл уже восьмерых детей.
Дожил он до семидесяти четырёх, скончавшись от профессиональной болезни золотодобытчиков - ртутного отравления (золото из породы растворяли в ртути и потом выпаривали, а о технике безопасности не знали).
Амбиции бывшего крестьянина распространялись не только на себя. Все деньги, которые приносил прииск, Иван Васильевич вкладывал в осуществление своей мечты - дать всем детям высшее образование.
После окончания гимназии сыновей он отправлял в Санкт-Петербург, где те в университетах выучились на врачей, юристов, инженеров.
Сложнее было с дочерьми. В те годы высшее образование они могли получить только в Смольном институте благородных девиц, но туда принимали только лиц дворянского происхождения.
Поэтому его старшие дочери Олимпиада и Анна поехали во Францию, где поступили соответственно в университеты Сорбонны и Тулузы. После их окончания девушки стали преподавать латынь, английский и французский языки в Красноярской женской гимназии, где Анна была также членом попечительского совета.
Младшая дочь Софья поступила на только что открывшиеся в столице Высшие Бестужевские курсы и успешно окончила их по математической специальности.
В общем, любопытно, что, казалось бы, человек с патриархальными установками, заботился не только об образовании сыновей, но и дочерей (хотя мог бы просто выгодно пристроить их замуж, как в большинстве все и делали).
В итоге род у него стал известен в самом Красноярске, да и за пределами. И это все сделал обычный крепостной. Что опять же подтверждает - сильный характер, отвага и стремление к большему - важнее места рождения, социального статуса и прочих ограничений.