ВОТ УМЕЕТ

Jun 14, 2020 20:53

[...страху навести на пуст...]
социалистический реализм страху навести на пуст... - нет, не на пустом,
а, так скажем, на виртуальном месте. Место-то не пустое, но и не
реальное, а что называется выдуманное, книжное.

Ну вот разве не страшно смотреть на эту картину, состоящую из каких-то
зомби, потому что этим фигурам всё человеческое как-то не впору, не
подходит. А что они делают? - Кажется, исполняют какой-то ритуал... но
богов здесь нет, одни абстракции:



И.Радоман: «Эскиз росписи советского павильона Международной ярмарки в Лейпциге», 1952.

И имя автора какое-то... больше похожее на псевдоним или на партий-
ную кличку.

Но вот чем-то соцреализм интересен, и к примеру коллекционировать
его
можно, стиль имеет галерейную и коммерческую перспективу. И мне
кажется, один из секретов его интересности заключается в таком
подходе к изображению действительности, который я назвал бы принципом
утопического натюрморта, причём не столько потому что здесь "мёртвая
природа" (как мы выше уже отметили, не люди, а зомби), сколько потому
что в поле изображения попадают специально отобранные и подобранные
предметы, чтобы этот набор умерщвлённых и неодушевлённых артефактов
выражал некоторую идею, точнее: идеологему. Вот как на следующей более
поздней соцреалистической картине:



М.Данциг: «Земля и люди», 1984.

Снова имя автора напоминает позывной. Снова страшно... но мы теперь
вооружены ключом, который может подвести явление под категорию.
Перед нами без сомнения - натюрморт. Только он вселенских масштабов
(впрочем это обычная претензия и одержимость коммунистов-социалистов):
мы видим ни в коем случае не естественный сельский пейзаж, а специально
собранный набор специально обработанных (если не сказать - выхолощенных)
предметов, даже человеческая фигура здесь не человек, а его знак, даже
само Солнце здесь не светило, а символ.
В общем, страшно до ужаса космического.

изостудия им. Жан-Поля, искусство принадлежит, народное искусствоведение, художник как медиум

Previous post Next post
Up