ГАЛКОВСКИЙ ЦИТИРУЕТ ЛИФШИЦА

Aug 09, 2018 16:17

[в том месте своей античной лекции]
в том месте своей античной лекции, где рассказывает о странной и страшной богине Гекате.

Дмитрий Евгеньевич приводит самые лучшие строки из стихотворения Владимира Александровича "Квадраты" (1964), вот эти:

Но вот однажды, средь мелких дел,

Тебе дающих подножный корм,
Решил ты вырваться за предел
Осточертевших квадратных форм.

Ты взбунтовался. Кричишь: - Крадут!
Ты не желаешь себя отдать.
И тут сначала к тебе придут
Люди, умеющие убеждать.

Будут значительны их слова,

Будут возвышенны и добры.
Они докажут как дважды два,

Что нельзя выходить из этой игры.

И ты раскаешься, бедный брат,
Заблудший брат, ты будешь прощен.
Под песнопения в свой квадрат
Ты будешь бережно возвращен.

А если упорствовать станешь ты:
- Не дамся!.. Прежнему не бывать!.. -
Неслышно явятся из темноты

Люди, умеющие убивать.

Точнее, лекцию читает, как и стихи, персонаж, представляемый Галковским и названый им - Деметрий. И весь этот стилизованный под античность косплей, и говорение Деметрия с набитым ртом сильно смягчает впечатление слушателя, потому что иначе было бы гораздо страшнее, а главное - опаснее.

Деметрий прочитал строки Лифшица очень сильно, и думаю, что этим возвратил позабытую поэзию снова в оборот. Полвека назад "Квадраты" были довольно известны в диссидентствующей среде, но не столько благодаря своему содержанию, сколько тому, что стихотворение прошло советскую цензуру и было напечатано, как будто это перевод на русский английского автора Джеймса Клиффорда. А сам В.Лифшиц считался поэтом "второго ряда".

Да, и это, похоже, справедливо. Если взять "Квадраты" полностью, а не приведённый фрагмент, то стихотворение в целом уже становится далеко не так круто. Лишние строки его ослабляют, как-то разрыхляют. А если сравнивать с остальным творчеством Лифшица, которое по общему настрою относится скорее к области фольклорного еврейского вышучивания, то начинаешь думать, как вообще появились эти "Квадраты"?

В художественном творчестве это бывает: вдруг выходит на поверхность авторское бессознательное, то есть муза, и разворачивает перед авторским внутренним взором удивительные образы и иногда буквально диктует строки. В самом деле, откуда, например, здесь вообще и к чему квадрат? Что он символизирует? - Не известно, но мы чувствуем, что смысл имеется и что образ уместен.

Или почему именно этими строками Дмитрий Евгеньевич сопроводил рассказ о Гекате? Где связь? Тем не менее, в лекции это прозвучало вполне уместно: внимание слушателя не только не рассеялось при цитировании "Квадратов", но наоборот сконцентрировалось, а переживание картин, связанных с Гекатой - углубилось.

ритмизованный язык, Друг Утят, художник как медиум

Previous post Next post
Up