Дмитрий Евгеньевич приводит самые лучшие строки из стихотворения Владимира Александровича "Квадраты" (1964), вот эти:
Но вот однажды, средь мелких дел,
Тебе дающих подножный корм, Решил ты вырваться за предел Осточертевших квадратных форм.
Ты взбунтовался. Кричишь: - Крадут! Ты не желаешь себя отдать. И тут сначала к тебе придут Люди, умеющие убеждать.
Будут значительны их слова,
Будут возвышенны и добры. Они докажут как дважды два,
Что нельзя выходить из этой игры.
И ты раскаешься, бедный брат, Заблудший брат, ты будешь прощен. Под песнопения в свой квадрат Ты будешь бережно возвращен.
А если упорствовать станешь ты: - Не дамся!.. Прежнему не бывать!.. - Неслышно явятся из темноты
Люди, умеющие убивать.
Точнее, лекцию читает, как и стихи, персонаж, представляемый Галковским и названый им - Деметрий. И весь этот стилизованный под античность косплей, и говорение Деметрия с набитым ртом сильно смягчает впечатление слушателя, потому что иначе было бы гораздо страшнее, а главное - опаснее.
Деметрий прочитал строки Лифшица очень сильно, и думаю, что этим возвратил позабытую поэзию снова в оборот. Полвека назад "Квадраты" были довольно известны в диссидентствующей среде, но не столько благодаря своему содержанию, сколько тому, что стихотворение прошло советскую цензуру и было напечатано, как будто это перевод на русский английского автора Джеймса Клиффорда. А сам В.Лифшиц считался поэтом "второго ряда".
Да, и это, похоже, справедливо. Если взять "Квадраты" полностью, а не приведённый фрагмент, то стихотворение в целом уже становится далеко не так круто. Лишние строки его ослабляют, как-то разрыхляют. А если сравнивать с остальным творчеством Лифшица, которое по общему настрою относится скорее к области фольклорного еврейского вышучивания, то начинаешь думать, как вообще появились эти "Квадраты"?
В художественном творчестве это бывает: вдруг выходит на поверхность авторское бессознательное, то есть муза, и разворачивает перед авторским внутренним взором удивительные образы и иногда буквально диктует строки. В самом деле, откуда, например, здесь вообще и к чему квадрат? Что он символизирует? - Не известно, но мы чувствуем, что смысл имеется и что образ уместен.
Или почему именно этими строками Дмитрий Евгеньевич сопроводил рассказ о Гекате? Где связь? Тем не менее, в лекции это прозвучало вполне уместно: внимание слушателя не только не рассеялось при цитировании "Квадратов", но наоборот сконцентрировалось, а переживание картин, связанных с Гекатой - углубилось.