[Искусство и любовь-морковь] Картина "Поцелуй" (1907-1908) Густава Климта - наверно, самый хайпотворный его хит. Считается, что это некий романтический гимн... Wiki, например, пишет так: на скале, на краю цветочной поляны, в золотой ауре, стоят полностью погружённые друг в друга, отгороженные от всего мира влюблённые (...) картина часто описывалась критиками как «Союз». В общем, как говорится, "Любовь-морковь". Но в последнее время это представление считается не соответствующим авторскому замыслу. Есть кажется гораздо более интересная интерпретация.
Полотно принадлежит к периоду творчества Климта, названному «золотым»: в это время художник много работал с золотым цветом и настоящим листовым сусальным золотом. Благодаря этому у "Поцелуя" - потрясающий золотой фон, который традиционно (как, скажем, в иконописи) символизирует метафизическую вечность или, точнее, трансцендентный мир (Царство небесное). А на этом фоне как нельзя лучше изобразить вечный миф, в данном случае историю об Аполлоне и Дафне и "третьем радующемся" - Эросе. В версии Овидия Аполлон был проклят Эросом за то, что тот высмеял его (лук и стрелы). Затем Эрос сделал так, чтобы Аполлон влюбился в нимфу Дафну (пронзил его стрелой любви), которая чувствовала отвращение (будучи пронзённой стрелой антипатии) и презрение к нему (и вообще она дала обет целомудрия). Когда Аполлон попытался приблизиться к Дафне, та попросила о помощи, и отец (речной бог) превратил ее в лавр. Согласно другой теории, "Поцелуй" Климта изображает тот момент, когда Аполлон, переполненный желанием и страстью, обнимает нимфу, а та начитает превращаться.
В истории культуры бесчисленное множество изображений этого мифологического сюжета, сделанные задолго до Климта. Вот, например, картина братьев Поллайоло (ок. 1470) и скульптура Бернини (1620-1625):
Но согласитесь, Густав Климт нашёл новые краски, новые формы и, не побоюсь этого выражения, новый изобразительный архетип, который таился в глубинах нашего коллективного бессознательного безвидно, не имея облика и пластического выражения пока не был выражен в "Поцелуе". И теперь мы соглашаемся, что этот архетип действующий, потому что что-то в нашей душе резонирует, усиливая наш эмоциональный (а может и гормональный) фон при его созерцании: