РУССКИЙ НЕ ПО ПРИРОДЕ, А ПО РЕШЕНИЮ

Apr 03, 2018 18:33

[Как делаются русским]
Русский генотип - несомненная ценность. Его синтез, надо думать, не обошёлся без действия провидения, потому что сбалансирован будто на острие: шаг влево - и поляк или скандинав, а шаг вправо - татарин, то есть и там и там - уже не то, костяк пожиже да рост пониже. Сбалансированность русского генотипа напоминает взаимообусловленность мировых физических констант: если величину хоть одной из них изменить на сотую процента... то всё, вселенная будет уже физически невозможна. Душа лежит к русскому антропологическому типу и его физиогномике, обращающей больше внимания доброму, нежели красивому. Знаю, что русский тип благодаря историческим и географическим условиям прошёл евгенический отбор, иначе не закрепился бы найденный изумительный балланс. Этот процесс много раз наблюдал на отличной и гораздо более простой модели - разведении русских борзых собак: их генотип тоже очень трудно было русским охотникам-борзятникам найти и закрепить, но зато если он однажды был найден, то дальше он уже на редкость устойчив и хорошо воспроизводится (вот уж почти 500 лет). Да, вот что такое раса и этничность... И всё же, и всё же вряд ли предпочту русского по крови русскому по культуре и сознательному выбору русской судьбы. Первый, как говорится, лишь дал себе труд родиться, а второй потрудился умом и сердцем, осваивая обычаи и усваивая нравы, второй - учился быть русским.


Как делаются русским
Конец 60-х годов XVI века. Барон Берндт-Вольдемар Фон-Фиссин, храбрый рыцарь Ордена меченосцев, обречённого исчезнуть в ходе Ливонской войны, попадает в плен к воеводам Ивана Грозного и переходит на русскую службу, где его нарекают Петром Владимировичем:

«В царство великого государя царя и великого князя Ивана Васильевича, всея России самодержца, как он, великий государь, воевал Лифлянскую землю, взял в плен Мечиносящего братства брата Петра барона Володимерова сына Фонвисина с сыном его Денисом и иных того же честного братства шляхтов; и даны им в Московском государстве поместья многие в разных городах, и служили они великим государем в немецкой вере».

В 1618 году сын Берндта-Вольдемара, «немецкий ротмистр» и лютеранин Денис Берндтович, показывает себя мужественным защитником Москвы от войск польского королевича Владислава. Заслуги его отмечаются в особой грамоте государя Михаила Фёдоровича:

«Денис Фон-Висин, помня Бога и Пречистую Богородицу, и православную христианскую веру и наше крестное целование, с нами, великим государем, в осаде сидел, и за православную христианскую веру и за святые Божии церкви, и за нас, великого государя… на Москве против королевича Владислава и польских и литовских, и немецких людей и черкас стоял крепко и мужественно, на боях и на приступах бился не щадя головы своей и ни на какие прелести не склонился, и верность нам и всему московскому государству показал и будучи в осаде, во всем оскудение и нужду терпел».

За эту стойкость и верность Денис Фон-Висин получает в вотчину 1850 четвертей земли да прибавку к окладу -15 рублей.

В 1653 году Юрий Денисович, внук Берндта-Вольдемара и сын честного лютеранина Дениса Берндтовича, переходит в православие, приняв при этом имя Афанасия. Его возводят в стольники, дают 167 рублей денег на покупку дома или вотчины, кубок серебряный весом в три фунта, поместье в Ярославском уезде 44 двора, с отдачею из вотчины брата и дяди 66 дворов (всего 100 дворов в Ярославском уезде).

В первой половине XVIII дальний потомок Берндта-Вольдемара, Иван Андреевич, дослужившийся до статского советника и бывший членом Ревизион-Коллегии в Москве, первый начинает писаться Фон-Визиным (а не Висиным, как предки, в одном из документов есть даже вариант - Фисин.).

Сын его, Денис Иванович становится автором первых русских оригинальных комедий «Бригадир» и «Недоросль», подписывая свои произведения "Фон-Визин".

В 1830-х годах Пушкин сетует, что фамилию Фон-Визин следует писать по-русски - Фонвизин: «Что он за нехристь? Он русский, из прерусских русский».

Окончательно написание «Фонвизин» утверждается после 1917 года.

русский антропологический идеал, русские образы, персоны-метафоры, русский на рандеву

Previous post Next post
Up