Дэмиен Херст. "В том истинно любовь Божия совершилась"; 2007.
Череп европейца XVIII в., украшен 8601 бриллиантом (1106 карат).
В 2008 г. выставлялся в Эрмитаже (СПб) и Амстердаме (Рийксмузеум).
Продан в 2008 г. за 100 млн. долларов.
Как ни странно, но смерть - явление историческое, и существовала не всегда.
Античность не знала фатального конца жизни. Жизнь не прекращалась уже хотя бы потому, что никому не приходило в голову считать её "способом существования белковых тел" (© Ф.Энгельс). Жизнь была универсальным состоянием мирового целого. Обитаемый универсум, космос был живой. (О мировоззренческих категориях античного мира можно прочитать, например, у русского философа-платоника А.Ф.Лосева). Живыми в той или иной форме или в том или ином смысле были все вещи: боги, люди, животные, деревья, камни, реки. Человек не исчезал из мира, а только изменялся или переходил из одной области мира в другую. О всеобщих связях и тотальных метаморфозах повествовал сложнейший миф о Пасифае, Минотавре и Ариадне, к которым, позже видимо, присоединился и Тезей. В сакральное знание об универсальности жизни в метаморфозисе посвящала крито-микенцев таинственная мистерия лабиринта. В гомеровских гимнах Минотавр именуется "повелителем мистерий" и (!) "дарителем нового тела". Иоганнес Рейхлин (XV-XVI вв.) один из начинателей греческой филологии, интерпретируя миф о критском лабиринте, переводит слово танатос (смерть в принятом сегодня значении) как исчезновение из поля зрения и атанатос (бессмертие) как появление в поле зрения. (
Е.В.Головин. "Некоторые особенности лабиринта") В силовом поле античной культуры нет ни смерти, ни бессмертия в современном понимании. Есть только переходы или смена углов зрения, аспектов.
Наши современники, подавляющее большинство которых живёт вне религии, понимают смерть как явление чисто биологическое, если не клиническое. Душа - это всего лишь метафора, ненаучное понятие, обозначение психосознательных механизмов, которые есть функции тела. Эти механизмы разрушаются вместе с телом. Такая душа - смертна. Смерть - это абсолютное исчезновение белкового тела, необратимое разложение на простейшие элементы вследствие естественного износа или поломки (болезни).
При этом, феномен смерти в современной культуре связан с идеей бессмертия. Одно без другого не существует. И бессмертие понимается как проблема научно-прикладная, как достижение медицины. Как продление на неопределённый срок функционирования белкового тела. С помощью профилактик поломок и замены запчастей.
В своём самомнении современный человек уверен, что медицинская смерть будет упразднена уже к 2060 году. Это предрекает, к примеру, британская консалтинговая компания
The Future Exploration Network в своём позитивистском прогнозе
Хронология исчезновений: Чего уже не стало и ещё не станет 1950 - 2050 гг., об этом я писал
здесь. Бессмертие можно будет купить уверен наш современник. Символом этой уверенности как раз и служит, на мой взгляд, бриллиантовый череп Дэмиена Херста.
А ведь ещё лет 400-500 назад
череп в искусстве был символом суетности человека,
служил напоминанием о скоротечности пребывания на земле и о вечности,
MEMENTO MORI,
как на многочисленных натюрмортах того времени.
А как на смерть и бессмертие смотрят христиане?
Медицинское бессмертие вызывает у верующего человека ужас и отвращение, ведь это - вечная жизнь без Бога, то есть ад! Бессмертие же души-христианки - это большой вопрос и проблема. Ни апостолы, ни святые не ощущали себя бессмертными априорно. Доказывать бессмертность - это было бы просто глупо. Вечная жизнь души человека и непредставима, и воспринимается христианином как непостижимая возможность после Суда. Это высокая и благородная надежда. "Сверх надежды - надежда". Поэтому, с другой стороны, утверждать априорную смертность - пошлость. Христианство ставит всё на свои места: уточняет представления о смерти и бессмертии язычества, относя метаморфозис не к телу, а к душе, и вечную жизнь души помещает не в "этом", а "ином" мире, Царствии Божием. Иного (трансцендентного) мира язычество просто не знало: боги были имманентны миру. Перед современным человеком христианство ставит дилемму: или имманентный ад - бесконечная и бессмысленная жизнь тела, или трансцендеция человека, восхождение ко Христу через изменение ума (метанойю) то есть покаяние, и через общение с Ним (молитву). Христос утвердил и подлинную метафизическую смерть и абсолютную победу над ней, Воскресение. Спаситель пережил и то, и другое. Христианское бессмертие не гарантировано, но обещано нам Богом.