Неизвестные росписи Константинополя. Фрески мартириона Великомученицы Евфимии. 2-я пол.XIII в.

Sep 29, 2011 12:51



В начале ноября 2008 года я осматривал византийские древности в Археологическом музее Стамбула, и мое внимание привлек стенд, на котором рассказывалось о раскопках константинопольского дворца Лавса. Там же изображалась реконструкция храма-ротонды 6-го века, где первоначально находились мощи Великомученицы Евфимии. И цветное фото фрески со сценой из жития святой. С огромным трудом прочитав написанное (о, жалкий человечишко, почему же ты не хотел учить в школе английский!), я понял, что археологами была раскопана одна из стен храма (вернее, стена одной из пяти экседр), а на ней - 14 сцен из жития св.Евфимии. Из плана дворца стало ясно, что ротонда располагалась рядом с ипподромом, на противоположной от Св.Софии стороне. Нигде в литературе о константинопольских древностях я не встречал упоминаний об этих росписях. Я стал их искать.
Следы дворца оказалось найти нетрудно - остатки массивных стен и фундаментов располагаются прямо на небольшой площади возле входа в подземное водохранилище, так называемую базилику-цистерну. Вот только где же хоть что-то похожее на виденную на невнятном ч/б фото стену екседры? Руины дворца своим краем уходили за высокую металлическую ограду какого-то учреждения, но за оградой так же не было ничего похожего, только выглядывал край какаой-то по виду хозяйственной пристройки, но чуть дальше, в глубине двора - длинное здание османской эпохи. Обойдя квартал, выяснил, что возле этого здания (кажется Музей Ислама) искомого нет. Еще раз обойдя квартал, я понял, что надо искать в той самой «хозяйственной» пристройке. Только вот во двор этого учреждения попасть никак не удавалось. Еще бы - Дворец Правосудия! Пробовал договориться с охранником, пропускавшим машины сотрудников на парковку во дворе, и тот, воровато оглядываясь, предложил прийти к концу рабочего дня. Я пришел в назначенное время, а на посту - совершенно другой человек, который сказал, что его сменщик ушел еще час назад, а меня он не пустит на территорию ни за что(за этим «сказал» скрывается как минимум 15-минутный диалог со всевозможными жестами и надругательствами над английским языком). Когда я стал настаивать, он подозвал полицейских, которыми был просто нашпигован двор Суда. Пришлось уйти.
Тогда я решил написать письмо на имя Верховного Судьи, а на турецкий его перевела постоянная прихожанка Афонского Пантелеимоновского Подворья, где я остановился. К моему стыду я забыл имя этой замечательной рабы Божией, которая еще и согласилась отправиться со мною туда в качестве переводчика. Письмо было написано с явным юмором (увы, оно не сохранилось). В нем я, от имени международной научной общественности (к которой не имею никакого отношения) и любителей истории, взывал к господину судье не сколько как к руководителю государственного учреждения, сколько как к судье, с просьбой рассудить явную несправедливость - скрывание от этой вышеназванной общественности таких замечательных археологических древностей. Письмо заканчивалось утверждением твердой веры в то, что в лице Главного Судьи Турции конечно же восторжествует справедливость! После некоторых объяснений (да благословит Господь Свою верную рабу!) нас допустили к Верховному судье, он прочел письмо, широко улыбнулся (понял-таки шутку!) и написал на письме свою резолюцию. Однако и после его официального разрешения мы битых полчаса провели в будке охраны, а охранники непрестанно кому-то звонили, друг с другом советовались, недоуменно на нас глядели, периодически что-то у нас выспрашивали, к кому-то водили показывать, озадаченно чесали затылки (наверное не поняли шутки:). После этого все-таки привели самого молодого(!) и поручили нас ему. Наверняка вы подумаете, что после этого нас вели по длинным казематам со множеством внутренних бронированных дверей и постами контроля… Нет! Он всего-то открыл единственную дверь, ведущую во двор и через 10 метров мы оказались у той самой «хозяйственной пристройки». Ключа от замка решетки не оказалось, так что фрески я фотографировал через решетки в оконных проемах. Охранник поинтересовался - что это такое и насколько древнее. Фрески, говорю, им более 600 лет. Тот уважительно кивнул головой. Увидев фрески я, признаться, был несколько разочарован - они настолько загрязнены, что сюжеты еле просматривались, да и лики все сбиты. Но, не смотря на это, да возрадуется и возликует международная общественность любителей христианских древностей! Потому что надеюсь, что найдутся не менее настырные люди, которые когда-то доберутся до этих фресок и расчистят их и опубликуют.
Выкладываю наконец-то эти фото. Когда как не в день памяти Великомученицы Евфимии Всехвальной это сделать! Да помилует нас Господь ее молитвами!

P.S. Меня поправили - фрески уже давно опубликованы (Naumann, R., Belting, H., Die Euphemia-Kirche am Hippodrom zu Istanbul und ihre Fresken (Berlin 1966)) По крайней мере у нас они малоизвестны.


СМОТРЕТЬ ФОТО ЗДЕСЬ


византийские фрески, византийское искусство, христианское искусство, константинопольские фрески, Великомученица Евфимия

Previous post Next post
Up