"Командная" система социализма как сверхрынок

May 22, 2020 11:55


Традиционно система управления экономикой социализма противопоставляется «рыночной экономике« капитализма как нечто потустороннее. Либо рынок, либо »административно командная система» по стандартному перестроечному ярлыку При этом подразумевается, что рыночная экономика заведомо эффективнее, даже если она не особо «социально справедливая». На деле, сама современная рыночная экономика рынка монополий, финансово промышленных групп это тоже частичная «командная система» поскольку здесь тоже стараются свести к минимуму собственно денежные расчёты и влияние примитивного стихийного рынка. Ведь эффективный рынок должен обеспечить максимум снабжения производства постоянным капиталом и гарантированную реализацию продукта. А это возможно только с уменьшением стихийности, установлением как можно более простых и прямых связей производителей и потребителей в единую сеть.

Как раз централизованная система социализма обеспечивает максимальный уровень такой интеграции и предельно широкие возможности перелива капитала между предприятиями и отраслями. Поэтому «командная система» это не потустороннее монополистическому рынку капитализма, а своего рода сверх рынок. Это более высокая форма рынка, чем тоже не примитивный рынок корпораций.



То есть социализм отличается от капитализма более высоким уровнем развития ...рынка, появлением интегрирующего сверх рынка. Правда исторически такой сверх рынок не автоматически присущ социализму. Социализм 1920-х, социализм НЭПа, был именно традиционным рынком монополий с оптовой торговлей средствами производства. Сверх рынок возник только в 1930 х из-за необходимости обеспечить невиданные темпы промышленного роста и взрывоподобного роста капиталовложений и создания новых отраслей. Потребовалась более сложная интеграция предприятий и отраслей, которую обычный рынок трестов и синдикатов дать не мог уже в 1929-1930 м. Впоследствии это сверх рынок сохранялся уже как данность, развиваясь в соответствии с усложнением отраслевой структуры. Именно такой сверх рынок позволил выйти на первое место в Европе по промышленному производству и экономически обеспечил Победу над самым «крутым» в Европе немецким капитализмом. А во время холодной войны позволил к середине 1970-х достичь уровня промышленного потенциала США, обеспечил стратегический паритет и даже военно-экономическое превосходство над Западом.

Правда многим и советским «экономистам» всё время казалось, что надо этот сверх рынок, «избыточную централизацию» как то снижать. Мол, это повысит эффективность, надо расширять права предприятий, восстанавливать оптовую торговлю, но это было просто влияние образа монополистического рынка «передового» западного капитализма. Типа ведь на Западе нет такой «централизованной» системы, а он «более развит чем мы», значит и нам надо децентрализовываться. В перестройку такое мнение стало востребованным, «правильным» и начался поэтапный демонтаж сверх рынка тут же породившей массу проблем в экономике. Окончательно надстройка сверх рынка была убрана в 1992-м уже «демократами» в ходе так называемой «либерализации». Система централизованного снабжения-сбыта была уничтожена и экономика распалась на «свободные» никому не нужные, кроме экспортных, предприятия. Вместо сверх рынка возник обычный рынок монополий, который привёл к сжатию промышленности в два с половиной раза.

Получается, в 90-е произошло просто качественное понижение уровня рынка как интегрирующей системы от сверх рынка к обычному рынку монополий. Тот факт, что мгновенно возник обычный рынок монополий  доказывает, что система управления социализма не абсолютно противоположна системе капитализма, а только выше, сложнее за счёт высшего интегрирующего центра сверх рынка. Справедливости ради надо сказать, что промышленность тогда выжила в том числе и за счёт ничтожных остатков этого сверх рынка, остаточных интегрирующих связей между предприятиями и отраслями. Именно убогое подобие сверх рынка - система взаимозачётов 90-х, позволила сохранить свыше 40% промышленного потенциала - чисто денежные расчёты «нормального рынка» даже в этой оставшейся промышленности покрывали только 30% реализации...

Социализм мог породить систему сверх рынка потому, что этот строй является прообразом общества будущего, его экономической организации. Но реализовалась возможность такого сверх рынка в практике решаемых советским социализмом в 30-е сверх задач. Благодаря этому опыту новый социализм 21 века может не идти методом проб и ошибок, а взять принципы сверх рынка как готовую схему и просто развивать её дальше в соответствии с современной отраслевой структурой.

Previous post
Up