Рассказ о том, как благодаря неснятой фотографии известный фотожурналист Гордон Паркс получил один из самых известных и ценных портретов в истории его карьеры, и как простая человеческая порядочность может помочь на пути к профессиональному успеху.
Фотограф Гордон Паркс работал в журнале «Life» не более месяца, когда попал в довольно щекотливую ситуацию...
Редакция отправила его в командировку на небольшой вулканический остров Стромболи неподалеку от побережья Сицилии. Именно там знаменитый итальянский режиссер Роберто Росселини снимал свою картину с не менее известной актрисой Ингрид Бергман в главной роли. Роман между режиссером и кинозвездой, которая ради него оставила мужа и детей, вызвал широкий общественный резонанс. Поклонники Ингрид Бергман, которые, по всей видимости, отождествляли актрису с ее недавними ролями няни в фильме «Колокола Святой Марии» (1945) и девы-избавительницы в «Жанне Д’Арк» (1948), ополчились против своего кумира. Понимая, насколько освещение этого скандала может поднять продажи, все газеты и журналы Европы и США вступили в ожесточенную схватку за возможность первыми опубликовать снимки влюбленной пары в объятиях друг друга. Именно за такими фотографиями Паркс и был отправлен в эту командировку.
К моменту прибытия Паркса на место взбешенный Росселини уже установил на острове диктатуру, запретив прессе приближаться к съемочной площадке. Однако именно Парксу было дозволено остаться - это произошло благодаря вмешательству самой Ингрид Бергман.
Актриса была впечатлена деликатностью фотоэссе Паркса «Банды Гарлема», которое он снял для "Life" еще во время своей внештатной работы (серия не оставила равнодушной не только Бергман - именно эта работа принесла Парксу место в штате журнала). Актриса чувствовала, что может доверять этому фотографу, и что он с уважением отнесется к ситуации между ней и Росселини.
В своих мемуарах «Голоса в зеркале» Паркс вспоминает, что отчетливо понимал, в какие рамки ставило его как фотографа задание журнала.
"Редакторы "Life" хотели того же, что и весь остальной мир, - подловленного момента страсти между двумя знаменитостями. Настал момент, когда пострадал бы либо журнал, либо влюбленная пара".
Из воспоминаний Гордона Паркса
Когда Парксу представилась возможность получить необходимое фото, он... не стал его делать. После окончания одного из съемочных дней фотограф забрел в темный павильон, где застал Бергман и Росселини в объятиях двух друга. Объятия были не страстными, а скорее нежными и успокаивающими - но это был как раз тот момент, подловить который он и был направлен редакцией! Паркс уже было поднял камеру, чтобы сделать кадр, но, опомнившись, остановился и тихо покинул комнату, надеясь, что остался незамеченным. «Нужный кадр не стоил предательства», - вспоминает фотограф.
Однако, Ингрид Бергман все видела и была благодарна фотографу за его поступок. Несколько дней спустя она пригласила Паркса на прогулку по побережью вместе с ней и Росселини. На своих условиях она позволила фотографу сделать именно те снимки, которые были необходимы журналу.
Гордон Паркс провел на острове Стромболи две недели, в конце концов завоевав доверие не только актрисы, но и режиссера. Паркс привез богатый улов: репортаж с киноплощадки, фотографии закулисья, портреты Ингрид Бергман и ее партнера по фильму Марио Витале... Непостановочная фотография Росселини и Бергман в маленькой лодке в пасмурный день отражает то эмоциональное напряжение, под которым пара находилась в тот момент.
Ингрид Бергман на съемочной площадке
Ингрид Бергман и режиссер Роберто Росселини на съемочной площадке фильма
Съемочная группа готовит сцену
На съемочной площадке фильма
Ингрид Бергман и режиссер Роберто Росселини на съемочной площадке фильма
Ингрид Бергман и ее партнер по съемкам Марио Витале
Ингрид Бергман, Марио Витале и Роберто Росселини на съемках фильма
Марио Витале на съемках фильма
Ингрид Бергман на съемочной площадке
Ингрид Бергман с Роберто Росселини плывут с острова Стромболи на встречу с мужем актрисы, посвященной оформлению развода
Самыми запоминающимися фотографиями, которые Паркс снял на острове Стромболи, стали два портрета Ингрид Бергман на отдаленном участке острова. «Когда я стал ее фотографировать, - пишет Паркс в своей книге, - три женщины, облаченные в черные одежды и напоминающие зловещих птиц, остановились на холме позади нас и стали с любопытством разглядывать Ингрид. Чувствуя их присутствие, она ждала, пока те уйдут. Я позволил себе запечатлеть этот момент».
Несмотря на эмоциональность фотографий, "Life" не стал публиковать их в материале, посвященному роману Росселини и Бергман. Позднее фотограф показал эти два кадра на своей персональной выставке. В одном из них Паркс подчеркнул хрупкую уязвимость актрисы, на другом снимке Бергман выглядит более уверенной - вместе же фотографии отражают редкое доверие между моделью и фотографом. Эти кадры стали для фотографа знаковыми в его творчестве.
Как самому создавать впечатляющие портреты?
Заканчивается набор на фотокурс
"Портретная фотосъемка. Начало". Занятия начнутся сразу после майских праздников!
Брак Росселини и Бергман, заключенный на следующий год после описываемых событий, просуществовал семь лет. В семье появилось трое детей (одна из дочерей, Изабелла Росселини, также стала актрисой). В 1957 году пара объявила о разводе.
Источник в фотожурнале фотошколы Михаила Панина