НыНы , как она себя называла, появилась на уроке истории в нашем, 4"а", погожим сентябрьским днём.
Вместо Циркуля.
Высокий, сухопарый , всегда на костюме и на галстуке, Циркуль, куда-то ичез. Как выяснилось потом, он слинял от нас, белых да пушистых четвероклашек, в Райпотебсоюз, и стал там каким-то начальником. Ну, этого надо было ожидать, без огонька он нам историю давал, по-бухгалтерски как-то... по-счетоводному даже. Даты-даты, числа-числа... И этак , на длинных ногах прохаживаясь перед первыми партами. Вымеряет шагами пол до крайнего ряда, и, оттолкнувшись прямой ногой, опишет полукружие вокруг себя - чисто циркуль!!! Не мы его так назвали и не каждого учителя в нашей районной школе награждали прозвищем. Не пользовался он у учеников любовью и всё тут.
НыНы была другая. Совсем- присовсем...
В первый же урок мы были потрясены тем, как азартно и интересно она рассказывает , отступая от учебника, как налегает растопыренными толстенькими пальцами с неаккуратным маникюром на первую парту или на край учительского стола, опираясь иногда коленкой на сиденье стула и в особенно кррутых местах брызгая слюной.
Девчонки рассматривали заворожённо причесон исторички, иной раз теряя нить интересного рассказа....
Да уж- посмотреть было на что!- и не только на причёску....
Тёмно-русые волосы , сильно негустые и не всегда идеально чистые, были сперва на макушке собраны резинкой, а поверх этого пучка водружался шиньон. Вся зыбкая (из-за скудности шевелюры), конструкция крепилась шпильками.
Шпильки эти предательски торчали аж наполовину длинны и даже больше, особенно сзади, и норовили упасть в самый ответственный момент бытописания древних людей, а шиньон съезжал через всю эту скрытую диверсионную войну со шпильками, набекрень, так что жидкие короткие прядки торчали к концу урока со всех сторон шиньона, образуя воронье гнездо на голове дородной дамы .
С платьями тоже велась война - они были куда строптивей шпилек и шиньона. Штук шесть их было. И все её ненавидели и боролись с хозяйкой самым подлым образом.
Про них надо написать отдельно. Эти платья были объединены одной немнущейся и несложной в уходе тканью- все шесть были пошиты из разного кримплена. Носить- не переносить....
Ну, она их и носила. Но очень по-своему. И они за это её терпеть не могли - то обтянут все четыре-пять складок торса , то поясок кочует за урок с одной складки на талии на другую складку- на другой талии ещё. А потом задерёт платье - ну, поясок-то. И рраз- панталоны на подколенках сзади. Или, например , комбинация.Особо впечатлительные падали головой в правильно сложенные - друг на друга, руки, ладошками вниз, и кисли от смеха.
В общем, партизанили платья по-страшному. Ну ,что с них взять- они и жили по-партизански. На две кучки.
"Совсем уже для стирки" и "сойдёт ещё разок надеть". Ясное дело, когда кучка почище заканчивалась, можно было выбрать почище из более грязной кучки. Пятнышки на всех платьях были разной видимости, и было неясно, от рождения они или их пробовали отстирать, но не судьба.
Это девчонки как-то бегали за ней, домой,- уроки поменяли внезапно, потом ещё за чем-то, ну и того... получили новый житейский опыт.
Опираясь на нынешние знания, я легко представила бы себе эту даму живущей в легендарном доме работников Наркомфина, с революционным устройством быта, где всякое бытовое- кухня , стирка -глажка, производилась другими людьми, вне дома. Как так получилось, что бытовая сторона жизни вовсе не была знакома этой женщине, я скажу - она воспитывалась в детском доме. Тогда не было задачи социализации детей - накормили,напоили- выучили , чему получилось- и иди себе в жизнь. Наша НыНы была упорной, раз закончила вуз... Склад характера у неё был ,скорей, мужской- она вовсе далека была от бабских радостей - работа да ещё шахматы- вот достойные занятия для нашей Упы. Никто, кроме её самой, не звал её НыНы.
НыНы- это что-то средненькое, цыганистое слегка, эдакий неформат расхлябанный.
Но вот Упа- это ого-го! Это сродни- "упал-отжался"! это - ураган и стихийное бедствие- беги, спасайся, учи, зажавши ухи ладошками, на перемене, или, рискуй на лит-ре - запомни хоть малую часть заданного , иначе...
Да, в четвёртом-то классе сперва она нам рассказовала новый материал, пару уроков, а на третий урок начался опрос усвоенных знаний.
Нет, она не должна была до такой степени быть наивной, чтоб вызвать подряд всех наших недотёп.
Но она это сделала...
В семидесятые годы прошлого века вода была мокрее, солнце светило мягче, птички пели звонче и ученики младших классов были куда добрее, наверное, через полную победу социализма и ожидание светлого коммунистического завтра.
Мы честно трясли поднятыми руками, чтоб спасти от позора и двоек наших отстающих в учёбе одноклашек...
Битва продолжалась подряд три урока - двоечники держали глухую оборону - вызванное недоразумение стояло , низко опустивши глупую голову и ожидало привычное - "Садись, два!"
Упа , надеясь на хошь какое-нить блеяние , эканье и меканье, ждала и пыталась наводящими вопросами принудить ученика открыть рот для дачи, хотя бы ложных показаний... На третий день допросов она сломалась, уставила страшные свои глаза на Таньку и проскрипела : -Маркова! Взять бы твою глупую голову, похожую на тыкву и разломить её на равные... половинки!!!!
Надька Зубова, закадычная Танькина соседка по парте и по отношению к учёбе, вжалась в парту и прикрыла рукой болтливый рот.... Но её Упа вызывать не стала... Потом, в процессе школьной жизни, мы наслушались про "вырвать ноге и спички вставить" и про другое, всякое и разное в моменты полного педагогического бессилия в борьбе с двоечниками за всеобщее восьмилетнее обучение. А я училась на четыре-пять по истории, никакие ругательские нападки были не страшны и так мы и росли и учились до девятого класса...
В девятом выбрали меня в совет дружины школы- участвовать в выпуске газеты - рисовать и писать. И стали мы в комсомольской комнате встречаться с Упой часто в нерабочей обстановке- её выбрали завучем по внеклассной работе.
Не помню, что за очередное скандальное происшествие было на истории или на обществоведении- на кого там она рявкнула , но вдруг я испугалась и перестала запоминать даты, числа и всякие названия партий и организаций, да и просто говорить на истории мне стало невозможно... То есть, учу-учу, даже и девчонки проверят мои знания, но Упа вызывает- я просто ответить не в состоянии, если она перед этим на кого-то рявкнула. Ужас и страх- и я в слезах...
Приспособились кое-как уже потом письменно отвечать - ну, ясно, тройка по истории, но хоть уж так! А вне уроков у нас были хорошие отношения. - Ну я ж на тебя ни разочка!- говорила мне она. -Да, -отвечаю,- но бывает ,на кого-то и всё- ужас и страх ((
Не жаловалась она на меня родителям, классной нашей, и записки не писала в дневник, оставила всё, как есть- ясно,что измениться ни она ни я не могли, просто , как уж есть, доучиться- и ладно.
Так и жили - кое-как на уроках, а в комсомольской комнате могли просто поделиться друг с другом чем-то интересным.
- Не дай Боже, дожить мне до того дня, когда Брежнев скончается- иногда говорила она.
А однажды развила эту тему и вытирая слёзы, сказала- Ведь закончится всё! Вся эта жизнь закончится! Будут драки наверху и войны и передел власти и кусков пирога не будет им хватать, а народу будет совсем не сладко ((
Она умная была- наша Упа. Она первые места по шахматам по Краю среди женщин держала годами. А муж её , работник райкома, тоже брал призовые места - шашки и шахматы было их семейным увлечением. Детей вот не было...
В середине семидесятых усыновили они двух братьев - пацанов из детского дома. Не знаю, как сложились их судьбы, счастливы ли они, знаю, что один стал офицером.
Как наладились отношения в семье с пацанами, как откормили, пролечили их от всяких болезней, да подтянули по учёбе, года через три, поехали они снова в детский дом , не помню, зачем. И увидела наша Упа девчонку-трёхлетку, жёлтого цвета, с отёкшим лицом и глазами-щёлками, и подхватила её в последние часы - когда у той отказали почки уже и надежды было мало и вовсе её не было... не домой, сперва по больницам её возили, по реанимациям... Я не помню, чтоб Нина Николаевна была на больничных часто , да просто ни одного случая отсутствия её в школе не помню. Наверное,упрямством детдомовским она её вытянула. Не перешибла только натуру , что генами заложили пропащие родители - как подросла девчонка, так глаз да глаз- жадная до противоположного полу девчонка была, как говорила Упа - ну что поделаешь, слаба на передок! А зато- живая,-доскажу я- и угомонилась давно и замужем теперь и дети есть.
Прошлый год умерла Нина Николаевна . До того , лет за десять, ездила я на родину, встретила её на улице. Узнала она меня, я и не ожидала- уж сильно она сдала . Была обижена на школу, вынудили уволиться (лет в семьдесят уже) - и дети и родители не те - уважения не стало, нынче учителю молча всё сносить - и не учитель окрикнет, а самые неучи поиздеваться норовят... но в Совете Ветеранов дела идут - и на праздники собираемся и помощь кому и концерты праздничные организовываем! - глаза через сильные стёкла были огромными, несколько зубов, не доеденных парадонтозом, выдавались вперёд, оттопыривая нижнюю губу, на ногах- мужские ботинки... ээээх! никого жизнь не щадит, хоть ты будь заслуженным учителем, хоть бабкой- регистраторшей...
- А дом их дочка отремонтировала, к продаже приготовила , Нин. Она за ней ухаживала, я часто её видела у Нины Николаевны, - сказала мне по телефону вчера сестра моя, тоже долгие годы проработавшая учителем биологии и химии, пользующаяся до сей поры уважением односельчан да и всего района!
С Праздником вас, учителя, великие труженики , здоровья вам , творчества и благодарных учеников!