Виктория Финли «Тайная история красок»

Feb 14, 2011 15:04

Сразу хочу предупредить, что эта книга - не художественное произведение. Но захватывает почище любого романа. Даже не имеет значения, интересует ли вас предмет (природные краски) как таковой. Это книга о путешествиях. О странствиях по всему миру человека, что называется, «не от мира сего». Потому что все путешествуют, чтобы искупаться в море, оздоровиться самим и оздоровить детишек перед новым учебным годом… еще зачем? Ну, чтобы прикупить чего-то такого, чего дома купить нельзя, или можно, но там дешевле… Журналистку Викторию Финли зовут в дорогу загадки, которые ей хочется разгадать. Да, многие разгадки можно найти в библиотеках, и никуда не нужно будет ехать, но стопка ученых томов не заменит вот этого фиолетового, безбрежного, до горизонта, шафранового поля:




«Я огляделась. Боже, я ведь так долго сюда стремилась. Вот они, фиолетовые поля и женщины в хиджабах, как на той фотографии…

…солнце медленно скрывалось за холмами, три женщины в поле ярко-фиолетовых крокусов собирали цветы, а вдалеке два мальчика ехали на ослике в сторону деревни. Увы, из собранных в столь поздний час цветов не получится первосортный шафран, но местные жители не могли тратить время впустую и ждать до следующего восхода, ведь жизнь цветка крокуса так коротка».

В 2000 году Виктория Финли во что бы то ни стало рвется в закрытый для туристов Афганистан и год спустя все-таки попадает туда - как вы думаете зачем? Чтобы найти шахты с ляпис-лазурью! Ее не пугают вооруженные до зубов люди, ведь ее ведет по свету мечта. А кроме того, люди везде одинаковы. И простые афганцы приветливы и доброжелательны:

«Мне хотелось поговорить с этими людьми и расспросить их о жизни, в итоге получилось настоящее ток-шоу: сотни мужчин следовали за нами по улицам, усаживали нас в кресла и рассказывали свои истории».

Наконец она находит шахты Сары-Санг, о которых грезила:

«Сейчас породу взрывают динамитом, а раньше либо разжигали костры, либо лили на стены пещеры ледяную воду. От перепада температур порода трескалась, и в трещинах находили лазурь.
Пока мы шли, я размышляла: интересно, когда переставали мучить каждый из отрезков шахты. В первых двадцати метрах, наверное, нашли те камни, которые попали в египетские гробницы, чуть дальше - родина той лазури, которой рисовали нимбы вокруг Будд Бамиана, а вот маленький темный коридор, ответвлявшийся от основной шахты. Может быть, именно оттуда родом лазурь, которой украшены армянские издания Библии XII века. Еще дальше место, откуда получил лазурь Тициан и не получил Микеланджело, а на очереди еще Хогарт, Рубенс, Пуссен - вся история живописи в одном небольшом туннеле».

Некоторые истории, связанные с красками, похожи на детектив. Например, история фальсификатора Ханса ван Меегерена, который подделывал полотна Вермеера:

«Обманщик сам стал жертвой обмана, и тот ультрамарин, который он использовал, содержал примеси кобальта. Готовую подделку Меегерен продал за бешеные деньги Герману Герингу, а после войны его судили за сотрудничество с нацистами. Вермеер не мог писать такой краской, потому что кобальт тогда еще не изобрели. Промах с ультрамарином стал аргументом в защиту Меегерена. Его объявили чуть ли не национальным героем, обманувшим фашистов».

Вот еще история, пожалуй, одна из моих любимых - о том, как ребенок сделал удивительное открытие в пещере Альтамира в Северной Испании, потому что просто-напросто задрал голову вверх:

«Судьба распорядилась так, что именно в тот день археологу-любителю Марселино Санс де Саутола не удалось найти няню для восьмилетней дочери Марии, так что пришлось ему брать девочку с собой - с полуденного солнца в странную и довольно опасную комнату для игр…
Сам де Саутола сидел на полу пещеры, озабоченно высматривая останки медведей времен палеолита, пищевые отходы и другие следы древних обитателей. Его дочь - судя по фотографии, хранящейся в музее Альтамиры, прелестное дитя с короткими темными волосами, которая выглядела бы мальчишкой-сорванцом, если бы не длинные серьги, - бегала вокруг и в свете факела выдумывала игры. Внезапно, как гласит широко известная легенда, малышка остановилась и удивленно воскликнула: «Папа, смотри - быки!» Де Саутола встал и, должно быть, тоже закричал (только представьте, как он был изумлен и какие использовал выражения): весь потолок над ними был покрыт изображениями огромных красно-черных бизонов, несущихся по каменному полю».

Это к тому, что не следует всегда смотреть себе под ноги и заботиться лишь о хлебе насущном. Иногда стоит поднять голову, чтобы увидеть что-то по-настоящему прекрасное: падающую звезду, оранжевый закат… или красно-черных быков. 
Читая удивительную книгу странствий Виктории Финли, я даже придумала тему собственного путешествия-расследования. Она не столь масштабна, как у Финли, но меня ужасно увлекает…

книги, путешествия, Ян Вермеер

Previous post Next post
Up