"Возвожу очи мои к горам" часть 1, Армения

Sep 08, 2015 22:23

Значит, дело было в Армении. Начну, пожалуй, с того, как мы там оказались. Я обиделась на весь белый свет по поводу своих профессиональных неудач и укатила домой аж на два месяца. Мой товарищ по путешествиям Петя предложил очередной выезд, но вопрос "куда?" оставался открытым. Поводив пальцем по карте Европы в потугах найти что-то неизведанное, Петя изрёк: "Португалия!" На что я насупилась, поразмыслила и наотрез отказалась - надоело, давай изучать родные просторы, ну их в баню, эти Европы. Мгновенно родилась гениальная идея отправиться на Байкал, которая, к нашему сожалению, разбилась о быт, то есть о финансовую его сторону. Оказалось, что на путешествия по нашей прекрасной Родине мы пока не заработали, в частности на такие путешествия, как нам хочется. А хотелось нам (то есть мне) лошадей и природы, хотя бы на недельку. Появилась идея намбер цвай - Алтай. Но тут наши истосковавшиеся по теплу северные кости потребовали моря, а щитовидные железы - йода. Море на расстоянии хотя бы тысячи км от Алтайских гор найдено не было, и вторая гениальная мысль была отбракована.  Тут-то как раз силой совместной инженерной мысли был рождён маршрут Армения-Грузия. Туда Аэрофлот до Еревана, обратно Трансаэро из Тбилиси.
Лошади были найдены по первой же ссылке, выскочившей по запросу "Конные туры Армения", ссылка оказалась на некую компанию "Апага-тур" http://apaga-tour.ru/. Прочитав на их сайте, что спальники и палатки с собой тащить не надо, мы окончательно сделали выбор в пользу Апаги и 6-ти дневного конного тура. Ехать на большее количество времени в поход мы как-то побоялись, хотя Апага предлагала даже двухнедельные выезды. Я слабо представляла себя в роли Робинзона, а Петя переживал за сохранность своего седалища и прочих нужных частей тела. По поводу такой нашей нерешительности мы, конечно, потом не раз сожалели. Ну а пока рюкзаки были собраны, а мы в предвкушении гор, коней, хинкаль и хачапурь мчались в Шереметьево по московским пробкам.

А так мы летели над Северным Кавказом.

В аэропорту Еревана нас, как нам и обещали, ждал водитель, который доставил нас в Енокаван, на базу Апаги. По дороге сделали остановку рядом с озером Севан, чтобы немного перекусить. Наш с Петей перекус состоял из копчёной рыбы из выше указанного озера и пива на жутком ветру. Позже останавливались еще раз рядом с Севаном, чтобы пофоткаться, но хватило нас ровно на две фотки, жуткий пронизывающий ветер очень быстро загнал нас обратно в машину. Озеро Севан находится на высоте около 2 тыс. метров, отсюда и такая природная аномалия: в Ереване сауна и +40, а тут холодно и кажется, что сейчас тебя сдует прямо в это озеро.

После приблизительно трёх часов в пути, мы наконец добрались до Апаги.

Честно говоря, когда мы ехали сюда, то не ожидали увидеть какого-либо высокого сервиса и условий проживания, собственно, это совершенно не входило в наши требования. Но, приехав на базу, мы были очень приятно удивлены. Гостям предлагаются каменные двухэтажные домики, на каждом этаже находится одна комната. Комнаты просторные, уютные, чистые, новая сантехника, балкон и прекрасный вид из окна (к слову, база располагается на высоте 1500 м). В общем, я думаю, условия проживания удовлетворили бы и более взыскательных гостей, чем мы. Последнее фото - вид из окна с кровати, чтоб я так всю жизнь просыпалась!

Не менее приятной неожиданностью оказалась и еда (в стоимость нашего тура входило трёхразовое питание). Всё своё, натуральное, свежее и делается на месте: лаваш, сыр, мясо, зелень. Отдельный плюс - это то, что на обед и ужин нет шведского стола, а ты просто приходишь, садишься и тебе приносят горячую еду, соответственно, не нужно мчатся сломя голову к назначенному времени, чтобы потом не доедать то, что осталось. На втором фото - раки, которыми нас любезно угощали на вечернем костре какие-то товарищи армяно-французского происхождения. А сам костёр - вечерние посиделки желающих гостей у огня - на мой взгляд, отличная придумка хозяев Апаги (даже пионер-лагерь вспомнился).

На следующий день мы два раза ходили на конные прогулки (до обеда и после) с целью познакомится с лошадьми, определить уровень всадников и при необходимости лошадей поменять. Группа для похода у нас подобралась весьма разношёрстная: я с Петей и две девочки из Швейцарии. Какими ветрами их надуло в Армению я до сих пор плохо понимаю, но девушки оказались невероятно милыми, общительными и всепонимающими. Одна из них, ко всему прочему, оказалась ещё и вегетарианкой (ехать на Кавказ и не есть мяса для меня лично - преступление), но даже эту её странность в Апаге приняли во внимание, и для неё всегда была еда исключительно без мяса. За что сервису Апаги, по-моему, можно смело ставить жирный плюс. Наш проводник Арман говорил по-русски и по-армянски, швейцарки на удивление не умели ни того, ни другого, так что почётная функция переводчика с русского на английский и обратно была возложена на меня))) В конце дня покатались на зип-лайне - экстремальная забава, состоящая из трёх полётов над ущельем (между двумя горами натянут трос, тебя к этому тросу цепляют и вжжжжжж). Незабываемые ощущения, особенно когда первый раз смотришь вниз и тебя утешает единственная мысль, что если уж упадёшь, то хотя бы умрёшь мгновенно))))

Я думаю, нужно сказать и пару слов про лошадей в Апаге. Животные очень спокойны, вышколены и выдрессированы идеально, даже человек, севший на лошадь первый раз, может совершенно не опасаться непредвиденных полётов, да и вообще каких-либо неприятностей со стороны лошади. Из нашей четвёрки ездила (хоть как-то) только я, остальная троица - девочки и Петя - были полными профанами, но несмотря на это, поход наш удался наилучшим образом, и даже пробудил в них интерес к верховой езде. По-моему, этот факт можно считать показательным. Фотка с жеребёнком не моя, сделана одной из швейцарок, думаю, они не обидятся.

Пора переходить и к самому походу, который длился 5 дней и 4 ночи. Наши рюкзаки мы оставили на базе, спаковав в перемётные сумки (предоставляемые Апагой) только самое необходимое. Еда с собой также была не нашей заботой, придя с вещами после завтрака мы уже застали Армана упаковывающим припасы. Выпили по местной традиции по рюмочке "на ход копыта" и в путь!

Описывать каждый день по очереди не имеет никакого смысла, будет сплошной сумбур вперемешку с эмоциями. Два дня мы стояли лагерем на реке, потом еще два дня уже в другом месте, где не было никаких водоёмов поблизости, к великому нашему сожалению. Жара стояла несусветная, а не мыться при таких температурах, да ещё и постоянно ходить вымазанным кремом от cолнца - это, скажу я вам, почти геройство. Хотя к четвёртому дню похода нас уже и это перестало беспокоить, срослись с природой)))
Что же мы делали все эти дни? Купались в реке и купали там коней, ездили к старой церкви 12-13 века (рядом с ней была ещё одна постарше), носились галопом по выженных солнцем полям, угощались всякими вкусностями у гостеприимных местных жителей, заваривали чай из свежесобранной мяты и чабреца, а с наступлением темноты разговаривали или просто медитировали, глядя в костёр или на млечный путь. Запомнилось, как в последний день играли всей нашей дружной интернациональной компанией в пантомимы. С учётом культурно-языковых барьеров забава удалась на славу, повеселились от души.
Мне, как заядлому кофеману, запомнился чудесный армянский кофе по-турецки. Дома пробовала делать, но получается всё равно как-то не так. А может, это горный воздух всему виной или разница давлений))) Запомнились открытые искренние улыбки местных, как везде нас приглашали в дом и везде были рады, хоть и не всегда говорили по-русски. Как в одном доме бабушка расцеловала всех девочек в лоб.
Запомнилось, как после долгой скачки мы сидели на вершине горы, потные и замученные, смотрели на расстилающиеся под нами горы и были очень счастливы. А потом спускались по отвесному склону, боясь свалиться. Как после подъёма на гору рядом с нашим лагерем бегом бежали вниз к колодцу с водой, а потом пили, засунув всю голову в воду.
Запомнилась минеральная газированная вода из источника, которая из-за большого количества железа, нагревшись, стала по вкусу как кровь. Запомнились огромные тутовые деревье и варенье из этого самого тута. Холодный арбуз из реки и свежие сливки сутра, ёжик-воришка, собака, которая уволокла наш последний лаваш, и жареные прямо в огне на углях овощи в исполнении Армана.
А ещё почему-то запомнилось, как я пела "Мы пойдём с конём по полю вдвоём" по просьбе Армана в первый день нашего похода и как хорошо мне тогда чувствовалось и пелось, несмотря на отсутствие слуха и голоса. А швейцарки потом много спрашивали про эту песню.
А потом уже в Батуми нас дня два угнетала цивилизация. Мы ненавидели всех людей вокруг, музыку и пьяные голоса из бара отеля, скучали по звёздам и тишине и мечтали снова оказаться в палатке, а проснувшись утром, сесть на коня и скакать по полю.
Ну это всё было потом, уже в Грузии. А пока, на пятый день похода где-то часа в 2 дня мы уже вернулись на базу Апаги. Встречали на, как будто с войны: радостными криками, апплодисментами, традиционными рюмочками и куском торта со свечкой для одной из швейцарок по случаю её дня рождения. В этот же день нас должны были отвезти в Тбилиси, но мы были жутко грязные и уставшие, поэтому обратились к Ирине (хозяйке базы) с просьбой поселить нас где-нибудь ещё на ночь. Просьба наша былы улажена найлучшим образом и мы провели ещё один волшебный вечер в Апаге.
В Тбилиси нас вёз тот же водитель, что и забирал из Еревана. По дороге нам представилась возможность ещё раз подивиться армянскому гостеприимству. У нас сломалась машина, и мы заехали в какой-то ближайший сервис при дороге. Машину нам сделали очень быстро, но кроме того, ещё и пригласили внутрь, чтобы мы не сидели на жаре, и напоили кофе. Получилась очень приятная и интересная беседа о России и Армении.
И ещё фотки, которые никогда не передадут эмоций, но хоть немножко покажут мир, который мы увидели во время похода. Три последние фотографии от швейцарок.

В заключение хотела бы здесь ещё раз сказать огромное спасибо всей дружной команде Апаги за великолепный отдых и и такую чудесную первую встречу с Арменией. Для себя я уже решила, что неприменно вернусь туда ещё раз. Чего и вам советую.