продолжение: про козла отпущения

Oct 19, 2010 00:16


Козел отпущения - личность, если можно так выразиться, символическая и неоднозначная.
КО был вполне реальным животным, на которого перекладывали все грехи селения и изгоняли прочь, в пустыню. Еще по одной версии его скидывали в пропасть. Сейчас под КО мы понимаем того, на кого перекладывают ответственность за все неприятное, что случается в группе.
Итак, козел отпущения - это определенная роль, которую на себя принимает чаще всего один человек в процессе групповой динамики. Ключевым здесь является то, что КО становится таковым в группе, т.е. это процесс равнозависящий как от него, так и от группы.
Казалось бы, КО - несомненная Жертва. Но вспомним песню Высоцкого, в которой КО приобрел невиданную власть:
"...Все подохнете без прощения, -
Отпускать грехи кому - уж это мне решать :
Это я - Козел отпущения!"

И здесь - очень тонкое понимание реального положения вещей.
Как известно, любая система, рабочая, семейная, еще какая-нибудь, стремится к равновесию. Внешние обстоятельства способны раскачать систему (как и внутреннее развитие одного из членов системы), но система достаточно быстро либо вернется на исходные позиции, либо изменит свое состояние и снова окажется в равновесном состоянии. 
(Можно, пожалуй, здесь заметить и то, что каждый из нас является такой равновесной системой, и при отсутствии нового способа разрешения наших внутренних конфликтов, даже при видимых изменениях, мы часто оказываемся в прежнем статусе. Например, уходим от одного партнера и отношений и оказываемся почти в такой же ситуации через некоторое время уже с другим).
КО - крайне нужная фигура. У Мерфи (или его последователей) была очень хорошая фраза (обстоятельства заставляют вспоминать ее частенько): "Работа в команде очень важна. Она позволяет свалить вину на другого". КО - это тот самый другой.
КО, Жертва, позволяет группе ИЗБЕГАТЬ решения проблемы и СОХРАНИТЬ систему в равновесном состоянии. Члены семьи с зависимостями, дети в проблемным или девиантным поведением, сотрудники, явно лезущие на рожон и т.д., даже животные в семье - это носители "симптома" всей системы. Их функция - предотвратить изменения, которых боятся все члены группы, и принять за это ответственность на себя.
В группах людей с количеством людей 3 и более КО "берет на себя" напряжение двух других. В этом случае разыгрывается та самая, треугольная, классика жанра: Притеснитель (Агрессор) - Жертва - Защитник. Но важно, что в любой группе возможна перетасовка ролей, в зависимости от обстоятельств, хотя часто рапределение является более-менее стабильным.

Источники "жертвенного" поведения как склонности, чаще всего лежат в процессе отделения от матери/родителей в своей семье - сепарации. Если упростить, сепарация всегда происходит через дуальность приближения-отдаления, отвержения-притяжения. Маленький ребенок сепарируется от матери, расщепляя и ее, и себя на "плохую" и "хорошую" части и перепроверяет, принимает ли мать его любым (и плохим, и хорошим), или нет. Приобретение самостоятельности возможно только через отдаление от матери, т.к. мать для ребенка - источник безопасности, а внешний мир - манящ, но вызывает тревогу. Мать в этой ситуации отвергается как источник запретов на исследование мира. Этот танец "ближе-дальше" называют красивым французским словом "rapprochement", и пожалуй, правильно было бы сказать, что "в норме" запреты "плохой" матери интернализуются как свои собственные, но при этом приобретается определенный уровень самостоятельности. Варианты можно вообразить самим, например, для случая, когда запреты интернализуются, а самостоятельность не приобретается в результате того, что мать способна принять ребенка только в "хорошей" его части. 
В общем, наш герой знает "цену любви". В том смысле, что он знает, как себя надо вести, чтобы ПОЛУЧАТЬ любовь и внимание и СОХРАНЯТЬ их, а одновременно и стабильность системы.
Итак, бывают КО послушные, смиренные и беззащитные. Агрессивный член группы может не устоять перед таким искушением, сместив свою агрессию с реального источника злости на КО. Чем больше на него нападают, тем более он  послушен, смирен, беззащитен. Это в свою очередь вызывает чувство вины у Агрессора, злость на источник вины, еще большую агрессию и т.п. Можно задуматься, кто в этой диаде больше садо-, а кто - мазо- :) Согласитесь, очень устойчивая может получиться система
("Не противился он, серенький, насилию со злом,
  А сносил побои весело и гордо.
  Сам Медведь сказал :"Робяты, я горжусь Козлом -
  Героическая личность, козья морда!")

Бывают КО... ну скажем так, догадливые. Умение "подставляться" - особое умение, которое предполагает очень тонкое чувство момента - ведь сделанное невовремя не приведет к разрядке ситуации. Они "принимают огонь на себя". Под догадливыми я не подразумеваю вариант, когда принятие роли КО является абсолютно сознательным, хотя бывает и так. Но все же я склоняюсь к тому, что первый порыв к разрядке ситуации через принятие агрессии на себя является бессознательным, а дальше КО развивает ситуацию по уже осознаваемому сценарию.

"А Козел себе все скакал козлом,
Но пошаливать он стал втихимолочку :
Как-то бороду завязал узлом -
Из кустов назвал Волка сволочью."

Оба этих типа, наверное, можно отнести к категории сотрудничающих. Их любят, ведь они лояльны по отношению к группе (в частности, лояльность проявляется в терпимости).

А бывают бунтующие и агрессивные КО. Казалось бы, нет в них ничего эдакого ("козло-отпускательного"), ан нет. Они все еще КО, потому что система требует исполнения ими этой роли. К примеру, подросток, прогуливающий школу, создает проблему, которая на некоторое время может "замазать" и сцементировать разваливающийся брак родителей. Борьба с симптомом объединяет, но одновременно и подкрепляет этот симптом. Я, конечно, не имею в виду, что любой подросток, прогуливающий школу, делает это по этой причине. Это один из вариантов.

Итак, потихоньку, растекшись мыслью по древу, подвожу я к мысли: Жертва, независимо от того, за счет чего/кого она ей становится, не всегда является очевидно бедненькой и несчастненькой с т.зр. исполняемого сценария. Она обладает определенной властью над группой, над Агрессором, над Спасителем (если таковой есть). Она может быть и Агрессором (вариант 2 и 3), но практически всегда является Спасителем для системы в целом.

размыслишки

Previous post Next post
Up