Видеть и быть видимыми. Такова стратегия двух электрических трициклов, используемых муниципальной полицией в пешеходных зонах в сердце испанской столицы.
Их цель - борьба с незаконной торговлей, осуществляемой под маркой известных брендов и помощь пострадавшим в результате краж или других подобных происшествий. Их миссия, в основном, профилактическая, так как, в отличие от своих пеших коллег, «трициклисты» видны издалека.
Работа новых транспортных средств входит в рамки Туристического плана мэрии Мадрида. Они формируют часть обновленного мобильного парка, также включающего в себя новые белые автомобили со светящимися информационными панелями на разных языках. Первое появление трициклов состоялось 20 декабря прошлого года.
«Здесь мы все знаем друг друга. Плохие парни «работают», как и мы, без выходных, - иронизирует начальник одного из территориальных подразделений, офицер Оскар Гальо. - Поэтому, как только видят агентов, бросаются наутек. А вот с их жертвами происходит прямо противоположное. И, так как ты виден всем, то и несешь двойную функцию».
Трициклы курсируют исключительно по туристическим, коммерческим и пешеходным зонам центрального округа со скоростью человеческого шага, хотя могут развивать скорость до 20-25 км/ч.
«В основном мы боремся с «топ манта» (уличная торговля имитациями под бренды), действуем по вызову коммерческих заведений, баров, когда возникает какой-либо конфликт, или любого человека, туриста или местного, пострадавшего от кражи, - объясняет еще один представитель данной службы, известной в народе под названием «робокопы», Эдуардо Санчес. - Мы гоняем румынских карманников, которые ошиваются здесь, воруя мобильные телефоны». Он добавляет, что немалую часть карманников составляют выходцы из арабских стран.
Большинство задержаний, которые они осуществляют, приходится на мелкие кражи из магазинов одежды. Обычно все завершается штрафом, который в большинстве случаев не выплачивается ввиду неплатежеспособности правонарушителей. «Мы лишь задерживаем их и отправляем в отдел. Если они несовершеннолетние, то передаются агентам по надзору», - указывает Гальо.
Его коллега Рубен Диес добавляет, что они также контролируют погрузку и разгрузку транспортных средств у коммерческих заведений и отелей и выполняют функции, связанные с защитой прав потребителей. По его мнению, одной из привлекательных сторон их работы «является забота о туристах, как испанских, так и зарубежных. Мы находимся в постоянном контакте с ними. В выходные дни центр заполнен. У большинства дежурный вопрос: «Где находится рынок «Сан-Мигель»? А 90% гостей приезжают в Соль, на Пласа Майор...»
Их маршрут всегда один и тот же: они выезжают из отдела на улице Montera и патрулируют с 9 утра до 10 вечера, охватывая улицы Montera, Puerta del Sol, Arenal, Preciados, Rompelanzas, Maestro Victoria, Plaza del Callao, Carmen и Tetuán. И для местных, и для иностранцев «робокопы» - местная достопримечательность. «Мы привлекаем больше, чем Пантоха (известная испанская певица - П.)», - объясняют агенты. Гальо подчеркивает, что трициклы используются только здесь и в Нью-Йорке. В других местах - торговых центрах, музеях, аэропортах используются их двухколесные аналоги. Стоимость одного трицикла - 13 тыс. евро, однако на их приобретение мэрия не потратила ни цента: финансовую нагрузку взяли на себя спонсоры.