Отец Ваган

Jun 10, 2014 20:27



Я давно пишу об армянских азатамартиках, геройски павших на полях сражений Арцахской войны. Делаю это просто потому, что считаю, что наши герои живы, пока мы помним о них. Что наши дети должны знать, какими были их отцы. Что истории жизни и полета в вечность каждого из этих ребят должны быть вписаны золотыми буквами в общую героическую Историю армянского народа.

Работа эта затрудняется тем, что война шла в «доинтернетный» период, и потому информация о наших героях крайне скудна, сведения зачастую противоречивы, и все приходится выуживать буквально по крупицам - где-то в сети, где-то со слов родственников и друзей, где-то по архивным документам. Тем не менее, этой работой кто-то обязательно должен заниматься. И множественные отклики и письма благодарности за проделанный труд, которые приходят в адрес «Восканапата» и в мой личный адрес, что для меня очень приятно и ценно, - являются ярким свидетельством того, что мы делаем важное и нужное дело.

Работа по увековечиванию памяти наших героических воинов-освободителей вызывает бессильную злобу и скулеж на берегах Каспия, и сетевые рамильсафаровы регулярно заваливают редакционную почту письмами с оскорблениями и сколь визгливыми, столь же и пустыми угрозами. Что ж, это только подтверждает эффективность нашей работы.

Нечасто, но нам приходится сталкиваться и с неадекватной реакцией собственных соотечественников. А порою даже выслушивать обвинения. Повторюсь, случается такое крайне редко. На моей памяти подобный случай был всего один раз, когда один из закордонных сетевых борцов с «кровавым карабахским кланом» договорился до того, что, дескать, слова командира 102-ой российской военной базы, дислоцированной на территории Армении, полковника Андрея Рузинского о том, что в случае принятия решения руководством Азербайджана по восстановлению юрисдикции над Нагорным Карабахом силовым путем, военная база вступит в вооруженный конфликт в соответствии с договорными обязательствами России в рамках ОДКБ, на самом деле придумал Пандухт, сидя в президентском дворце на Баграмяна, 26. После того, как интернет-оппозиционеру ткнули под нос ссылку на интервью Рузинского изданию «Красная звезда», «разоблачитель Пандухта» предпочел быстренько испариться.

И вот сейчас случилась неприятная история, в которой хотелось бы расставить все точки над «i». Речь об очерке « Басмач», посвященном туркменскому герою Арцахской войны Курбанмураду Нефесову. Но в данном случае речь не о Басмаче, а об азатамартике отце Вагане, личности которого также касался данный очерк. При его подготовке я использовал различные источники информации, в том числе материал журналистки Айкуи Барсегян под заголовком «Землю, освобожденную кровью, не позволим отдать другим», опубликованную порталом ankakh.com 11 декабря 2013 года. В этом материале журналистка беседует с азатамартиком Володей Матевосяном, известным как Апаранци Вле. Володя рассказывает, что отряд «Отец Ваган», в котором сражался и Курбанмурад Нефесов, был создан им в память о двоюродном брате (сыне сестры матери) отце Вагане, который был священником сначала в Баку, а затем в Макараванке, где стал командиром местного отряда самообороны. Привожу цитату из этого материала в переводе на русский язык:

«После боев в декабре 1989 года он (отец Ваган - П.) бесследно исчез, предположительно попал в плен к азербайджанцам». Матевосян пытался каким-либо образом добыть сведения о своем брате. «Моим единственным желанием было защищать родину и найти брата».

Я в своем очерке привел историю создания отряда, сославшись именно на слова брата отца Вагана - азатамартика Володи Матевосяна.

После выхода очерка на страничке «Восканапата» в соцсети Facebook разгорелись нешуточные страсти. Пользователь Eduard Enfiajyan оставил целую серию сообщений, в которых обвинил во лжи, но не Володю Матевосяна, рассказавшего эту историю, а меня. Цитирую слова Энфиаджяна, опять же в переводе на русский:

«Об отце Вагане - откровенная ложь. Я [его] знал лично, он не погиб описанной вами смертью, и если бы вы с начала были с нами, то узнали бы, как они погибли. Имя второго специально не пишу, однако брат второго жив, и вскоре узнает об этой статье»;

«Этот автор написал об отце Вагане лживые вещи»;

«Смотри, что написали об отце Вагане, и не стесняются о погибшем лживый материал писать»;

«Ты слышал об отряде «Отец Ваган»?»

К претензиям в схожем тоне присоединяется и пользователь Хажак Тананян:

«Обращаюсь к автору данного материала, который распространил об отце Вагане откровенно лживые сведения, сказав, что, дескать, он бесследно исчез, или же его пленили турки. Это откровенная ложь, товарищи».

Честно говоря, я не знаю, кто такие Эдуард Энфиаджян и Хажак Тананян. Но я знаю одно: если человек видит некорректную информацию и имеет свою, точную, то в этом случае логично связаться с редакцией, не имеющей в данном случае никакого злого умысла, и поделиться этой информацией, а не устраивать деланного пафоса и девичьих истерик, если, конечно, целью критикующих изначально является именно поиск истины, а не устраивание истерики.

Второе. В своем материале я четко указываю на источник информации - брата погибшего, однако, как ни странно, претензий в его адрес у Энфиаджяна с Тананяном нет. Претензии исключительно к журналистам, пытающимся раздобыть хоть какую-то крупицу информации о наших героях. Я, если честно, не вижу причин, по которым Володя Матевосян мог бы лгать о своем потерянном брате, или же ошибаться в сведениях. Но даже если это вдруг так, каким образом журналист должен определить, что вот азатамартик Матевосян распространяет дезинформацию, а пылающие сетевым гневом Энфиаджян с Тананяном говорят правду?

К конструктивности в таких чрезвычайно тонких материях призывает в ответной реплике в адрес возмущающихся сотрудник «Восканапата» Севак Мокаци:

«Свой материал отправьте нам, опубликуем, и за наши ошибки, если таковые были, попросим прощения у читателей. (…) Автор собирал в интернете по крупицам, и если у него вкралась ошибка, то это не его вина, а тех, кто по-разному писал о hАйр Вагане. (…) Напиши нам то, что тебе известно. Буду только благодарен. Наконец, прошу обратить внимание на общую канву статьи, а не бить автора за одно, возможно, неверное предложение».

Увы, от метавших тогда громы и молнии и по сей день нет никакой реакции, ни единого, пусть самого малюсенького, сообщения. Что очень показательно для определенной части сетевых патриотов, готовых лишь критиковать, но никак не делать.

Как показательно и то, что, обвиняя журналистов в том, что они «не стесняются» ошибаться, сами обвиняющие как-то упускают из виду одну маленькую деталь: за 26 лет они сами не сподобились ни единым словом поделиться о том человеке, кого сейчас так рьяно «защищают от негодяев-журналистов». Информации об отце Вагане в сети - абсолютно никакой. Ни очерков, ни фотографий, ничего! И это при том, что в тех же тематических группах в соцсети Facebook множество призывов поделиться имеющейся информацией, фотографиями и материалами о наших азатамартиках. У людей за 26 лет не нашлось и пяти минут, чтобы рассказать соотечественникам об им лично известном павшем герое. Находится время на всё: обсуждать в соцсетях Назарбаева и Саргсяна, пылать праведным гневом, критикуя «не стесняющихся» журналистов, выставлять фотографии котят и щенят, а вот на это святое дело за 26 лет и пяти минут не нашлось. Так кто, скажите мне, после этого должен стесняться?

Мне могут сказать: ну, вот и разведчик Вова Вартанов говорит то же самое. Я не знаком с Вартановым лично и, боже упаси, не собираюсь оспаривать его заслуги перед Отечеством. Я пытался связаться с ним еще в октябре прошлого года, когда он в эфире заявил о том, что огневая позиция в Тавуше, с которой 22 октября 2013 года неприятелем была обстреляна автомашина с нашими военными, с 1990 по 1997 гг. находилась под контролем Армянской армии, а затем была сдана врагу. На одном из сайтов тогда даже была представлена карта огневых точек, составленная с его слов. Связаться с Вовой Вартановым тогда не удалось. Однако интересно, что никто из наших военных, кому я задавал вопрос об этой «сданной» позиции, никогда ни о чем таком не слышал. Более того, по поводу Вартанова и его истории мне было сказано, что Вова теперь телезвезда, а телезвезды о чем только не рассказывают. И сейчас, бросив реплику об отце Вагане, Вартанов опять безответно исчез на просторах сети.

Возвращаясь к личности отца Вагана, приведу информацию, опубликованную на Facebook-странице пользователя Варужана Бадаляна:

«Внимательно прочтите, о чем я буду свидетельствовать, вместе с болью утраты в глубине своей души.

Уважаемые соотечественники, братья и сестры! Испытывая ваше терпение, а также терпение родных погибших героев-азатамартиков, склоняясь перед могилами погибших в Арцахской войне героев-мучеников, желаю проинформировать всех, что вы, помимо своей воли, оказались в заблуждении. Об упоминавшемся в данной статье герое-азатамартике отце Вагане, к сожалению, ничего не могу сказать, потому что не был с ним знаком. Что же касается биографических данных, имеют место некоторые важные совпадения, и, вероятно, именно это - причина недоразумения. Духовный предводитель Тавушской епархии, погибший в ночь с 7 на 8 ноября 1989 года герой-азатамартик отец Ваган Давтян (Давтян Степан Султанович) - совершенно другая личность, он был моим боевым товарищем, и мы были вместе до последней секунды. В тот день, на рассвете, в 5 часов 15 минут преданные делу защиты Родины командир-основатель отряда Киранца отец Ваган Давтян и друг моего детства, командир-основатель отряда Киранца Ашот Вазгенович Меликбекян ушли в вечность, оставив меня одиноким инвалидом вместе с моей горькой судьбой. Было больно вновь это пережить».

Увы, сотрудничать с Восканапатом Варужан Бадалян отказался, а чуть позже также присоединился к группе требующих извинений. Но, что удивительно, при этом выставил на своей странице как мой материал, так и тот самый очерк Айкуи Барсегян с «дезинформационным» абзацем от Володи Матевосяна. Как это понимать? Я не знаю.

Видимо, точку в этой запутанной истории может поставить лишь автор версии об «исчезновении» отца Вагана - Володя Матевосян. И тогда мне останется лишь извиниться от своего имени, от имени «Восканапата», и от имени журналистки Айкуи Барсегян за то, что невольно ввели в заблуждение людей.

Как бы то ни было, автор данной статьи всегда рад любой информации о наших павших и живых героях, всегда готов выслушать замечания и конструктивную критику, без апломба, удовлетворения личных амбиций и сетевого самолюбования, направленные на действительное воссоздание цельных и правдивых образов наших героических азатамартиков.

Я также буду благодарен любой информации, материалам и фотографиям, связанным с отцом Ваганом, от его друзей, родственников и боевых товарищей для подготовки отдельного развернутого материала об этой героической личности.

Пока же мне известно лишь, что Ваган Давтян, настоятель монастыря Макараванк и азатамартик, родом из села Цахкашен Гехаркуникского марза, погиб на приграничном участке между Иджеваном и плененным Халхалом и похоронен во дворе церкви Сурб Гаянэ в Эчмиадзине.

герои Арцахской войны, Армения, личное

Previous post Next post
Up