Лина Мкртчян. Первый раз я услышал голос этой гениальной певицы в конце далеких 80-ых. Сказать «услышал», значит, не сказать ничего. Я был потрясен, околдован, обескуражен. Так просто невозможно петь!
Лина (Елена Владимировна) Мкртчян - последняя ученица прославленной Полины Львовны Трониной. Родилась в Одессе, училась в Москве в Академии музыкального искусства им. Гнесиных, в Государственной Консерватории им. П. И. Чайковского и в Театральной Академии им. Луначарского.
Удивительная певица обладает редчайшим по красоте и огромным по диапазону голосом: от мощного глубокого контральто до чистого, растворяющегося в воздухе сопрано. В репертуаре Лины более 800 произведений семи веков: от итальянских духовных песнопений XIII в. до музыки современных композиторов. Кроме того, она поет труднейшие и, по этой причине, крайне редко исполняемые произведения. Ее нечастые концерты проходят при постоянных аншлагах в лучших музыкальных залах мира и в скромных провинциальных храмах. Но у этой великой певицы поистине трагическая судьба.
«Я училась в трех школах и в трех вузах, и меня отовсюду гнали - я привыкла к этому. Мне только и остается, что благодарить своих гонителей. Потому что если бы в семнадцать лет меня не изгнали из города, в котором я родилась, я бы, наверное, погибла.
Меня отчислили из Гнесинского института за то, что я не хотела после смерти моего великого учителя - Полины Львовны Трониной - заниматься у другого, посредственного, потом - из консерватории. Когда я училась в консерватории, у меня было девять выговоров в личном деле и каждый - последний, со строгим предупреждением. Я никогда не была ни в комсомоле, ни тем более в партии, но на всех этих собраниях только и говорили, что вот я какая безобразная диссидентка, хулиганка. В ГИТИСе декан факультета музыкального театра Б. Покровский грозил: «Если я узнаю, что ей выдали диплом, - уйду». Корочку мне все-таки выдали. И знаете, в моей жизни не было случая, чтобы кто-то спрашивал у меня диплом. Я вообще большую часть своей жизни, уже зрелой, здесь, в Москве, провела, знаете ли, на корточках - чтобы не видели меня, не стучали, не отчисляли.
У меня нет своего импрессарио или администратора, так же, как у меня просто не может быть спонсора. Почему? Понимаете, люди, которые торгуют тринадцатилетними девочками в турецких домах или оружием, но при этом как бы жертвуют на духовность…».
Между тем, уже в конце 80-х к Лине пришло признание. Но не у нас, а на Западе. Когда она пела в престижном нью-йоркском «Карнеги Холл» на вечере, посвященном жертвам землетрясения в Армении, публика устроила ей 40-минутную овацию. А молитва, исполненная Линой на одном из московских концертов, потрясла присутствующих в зале представителей Ватикана. Следствием этого стала поездка певицы в Италию в 1990 году. По возвращении из заграницы на Лину обрушились репрессии. Некоторые весьма именитые певицы публично требовали запрета на ее концерты, особенно в Москве, поскольку она, лицо «без определенного места жительства», «компрометирует советское вокальное искусство и приносит ему вред». И когда через год ей пришло повторное приглашение от Папы для участия в акции лучших музыкантов мира против войны в Ираке, советский МИД просто не выдал певице выездную визу.
В то время, когда сцены концертных залов заполнялись безголосыми певичками, а слушатели ломились, как на чудо, на привезенную издалека Сезарию Эвору, в небольшой квартире на окраине Москвы ютилась певица, при жизни ставшая легендой.
«Я люблю петь в храмах тихо, очень тихо, абсолютно нивелируя тембр. Это то, чему меня не учили ни в консерватории, ни в Гнесинском, ни в ГИТИСе. Молитвенному отношению к слову».
В 1996 году издательство «Петрополь» и Царскосельский Лицей присудили певице «Царскосельскую премию» петербургских поэтов «За бескорыстное и беззаветное служение отечественной культуре».
Лина является лауреатом Пушкинской премии и единственной иностранной певицей, приглашенной выступить на национальном фестивале «Шубертиана» в Германии.
Весь свой творческий путь Лина занимается благотворительной деятельностью. Она объехала с благотворительными концертами пол-мира. В 1996 году вновь пела в сопровождении оркестра Евгения Колобова в Карнеги-холл.
О Лине написаны сотни статей, сняты документальные фильмы и телепередачи. Ей посвящают сценарии, циклы стихов и сонеты. Ее голос звучит в радиопередачах, пяти художественных и нескольких документальных фильмах.
«В голосе этой певицы я расслышал что-то такое, чего не знал прежде о собственной стране - промерзшей, исстрадавшейся, чающей чуда и святой воды. Искусство для нее - служение. Ее талант - дар Божий, а жизнь - усилие ничем против дара этого не согрешить» (писатель Н. Климонтович).
«Вам приходилось слышать, как всхлипывает и скулит собака с перебитой лапой? Или гудит земля на водосбросе под обрушивающейся на нее каждую секунду тяжкой массой пенных струй? Как забивают последний гвоздь в крышку гроба? На концерте Лины слушатель чувствует себя маленьким ребенком, застигнутым в поле грозой. Сколько же жизней нужно, чтобы пройти через все мыслимые и немыслимые испытания и потом все это переплавить в звуки человеческого голоса» (актер Ю. Павлов).
«Голос Лины Мкртчян отличается редкой красотой, силой, наполненностью. Он точно льется с небес, одновременно приподымаясь, устремляясь ввысь» (академик Д. С. Лихачев).
«Страшная мука и наказание обладать талантом такого масштаба» (режиссер А. Сокуров).
И все-таки наиболее трепетно и грустно Лина отзывается о родине своих предков - Армении, в которой она бывает, к сожалению, нечасто.
«На самом деле первая мировая война не кончалась, она длится. Две вещи случились в начале нашего века - мировая война и геноцид армян, который не был признан миром».
Может быть, эти слова великой певицы хоть в какой-то мере объясняют те ощущения, которые испытываешь на ее концертах: как будто звучит не голос, а сама душа, как будто в этот самый момент сила божественного вдохновения соприкасается с величием человеческого духа.
Click to view