Танцы на сумгаитском пепелище

Feb 25, 2013 11:00



Справедливость - понятие общечеловеческое. Как мораль и право. Справедливость необходима, как воздух. С этим понятием неразрывно связано множество жизненных коллизий.

Христиане говорят: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Справедливо? Конечно. Одно из изречений пророка Мухаммеда гласит: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе». Говорят иудеи: «Не делай соседу того, что ненавистно тебе: в этом вся Тора». В буддистской Джаммападе читаем: «Как он поучает другого, так пусть поступает и сам». И все это также вполне справедливо.

Эти простые нехитрые истины вспомнились мне при посещении российского сайта «Кавказская политика», руководимого известным журналистом Максимом Шевченко. Материалы сайта в основном затрагивают северокавказскую тематику, что вполне логично для российского ресурса. Однако достаточно часто в аспекте охвата Большого Кавказа, сайт представляет материалы, посвященные Кавказу Южному. Сам Шевченко известен своей симпатией к исламу, в чем, собственно, нет ничего плохого. Скорее, даже наоборот - это здорово. И очень здорово, что в сети имеется подобный ресурс, поскольку в таком многонациональном государстве, каковым является Российская Федерация, сложно избежать проблем в межнациональных отношениях. А что такие проблемы, и в достаточно серьезном виде, в России существуют, нам с вами известно не понаслышке.

В эти дни в объектив зрения сайта «Кавказская политика» просто не могла не попасть прошедшая на российском телевидении рейтинговая авторская программа Аркадия Мамонтова «Специальный корреспондент», в ходе которой зрителю был продемонстрирован документальный фильм Евгения Попова «Проект Кавказ». Сайт отреагировал на программу целым рядом статей, названия которых красноречиво говорят о том, какие чувства вызвала передача у авторов и лично редактора ресурса «Кавполитика»: «Кавказский проект Мамонтова», «И нагнетают, нагнетают, нагнетают…», «Бытовые конфликты как инструмент шантажа», «Загнать Кавказ в дикость», «Криминал как повод поговорить», «Сидящие на чемоданах» и, наконец, редакторское «Танцы расового превосходства».

Не буду касаться достоинств или недостатков указанной программы, скажу лишь, что и у меня она вызвала двоякие чувства, поскольку я не понаслышке знаком с ситуацией, складывающейся на российском Северном Кавказе и, в целом, в России в сфере межнациональных отношений, и прекрасно знаю, к каким последствиям могут привести провокационные материалы нечистоплотных журналистов. Знаю, потому что ксенофобские проявления в России с регулярной частотой затрагивают и моих соотечественников.

И раз уж мы коснулись первого российского телевизионного канала, не могу не упомянуть о другом показанном им фильме - «Солдат империи», некоторые фразы из которого, сказанные героем фильма - писателем Прохановым - вызвали справедливое возмущение в Армении. Справедливое, потому что перед многомиллионной российской аудиторией «имперец» Проханов позволил себе бесцеремонно сыпать лживыми, бездоказательными и уже неоднократно разоблаченными мифологемами из репертуара азербайджанской пропагандистской машины. В частности, о так называемых «погромах азербайджанцев в Кафане». И это притом, что расследованием тех событий занимался ни кто иной, как перший друг Проханова и, по совместительству, еще один «солдат империи» - Альберт Макашов, позднее печально прославившийся террором против мирных жителей Еревана в бытность свою военным комендантом города, а также поддержкой ГКЧП и многочисленными ксенофобскими и антисемитскими выходками. Так вот, Макашов ничего тогда в Кафане не нашел. По той простой причине, что там ничего подобного не происходило. Что, однако, не помешало Проханову в очередной уже раз цинично «вешать лапшу на уши» многомиллионной российской аудитории.

Аналогичных справедливых оценок удостоилась на сайте «Кавказская политика» и передача Мамонтова вместе с фильмом Попова. Как пишет в своей статье «Кавказский проект Мамонтова» журналист Султан Агаев, «после просмотра передача оставила странное чувство, которое появляется, когда ложь преподносится вперемешку с правдой, отчего ложь уже не кажется неправдой».

Еще более резок журналист Антон Чаблин. «Сомнения вызывают и документальность, и непредвзятость, и компетентность. Фильм не оставляет ощущения провокации, способной только ухудшить ситуацию», - пишет он в своей статье «И нагнетают, нагнетают, нагнетают…»

Крепко досталось передаче Мамонтова и лично от редактора «Кавказской политики» Максима Шевченко.

«Ночные танцы на Ставрополье были поданы каналом «Россия» в программе Аркадия Мамонтова «Специальный корреспондент» как элемент кавказской агрессии и экспансии. Озабоченность журналиста Евгения Попова, ведущего тяжелые идеологические бои с американским империализмом в самих же США, происходящим на Кавказе понятна. Происходящее - ужасно. Танцуют, гады, несмотря на запреты и протесты! Танцуют и хоть ты им кол на голове теши! А еще платки одевают и книги читают мусульманские. А платки и книги - в костер!» - горько иронизирует Шевченко в редакторской статье «Танцы расового превосходства».

И возмущение журналиста вполне естественно:

«В фильме Попова о том, как русских вытесняют со Ставрополья, жуткая кавказская лезгинка задала в начале фильма настроение - зрителю очевидно, что так танцевать могут только звери!»

Общий лейтмотив «постмамонтовских» публикаций в «Кавполитике» понятен и неоспорим: то, что журналист выпускает в свет, должно быть «документальным, непредвзятым, компетентным». Тут и спорить нечего - вполне справедливый посыл.

Теперь остается посмотреть, как обстоят дела с вышеозначенными материями на самом сайте «Кавполитика». Максима Шевченко, как и большинство авторов сайта, прежде всего, волнует то, что происходит в России с северокавказскими мусульманами. Вполне логично, что нас волнует все, что касается Армении. Поэтому рассмотрим публикации кавполита, касающиеся армянской темы.

6 февраля на сайте появилась статья азербайджанской журналистки Лейлы Амировой «В ожидании сына», которую предваряли следующие слова:

«Приближается 25-летняя годовщина трагических событий 1988 года в Сумгаите. Несмотря на прошедший срок, то, что было тогда, не забывается. «Кавказская политика» начинает серию публикаций о карабахской войне».

Начинание, которое можно было бы только приветствовать. Но содержание статьи, при всем моем уважении к ресурсу «Кавполитика», иначе как издевательством над документальной, непредвзятой, компетентной журналистикой назвать нельзя. Процитируем и прокомментируем сие творение выборочно:

«До начала войны семья Геюшова жила в селе Баш Гюней Агдеринского района Азербайджана. В 1992 году армяне готовились к захвату их села... 12 марта село было окружено армянскими танками... Он видел сотни трупов, пытался опознать среди них своего сына».

Итак, некое село Баш-Гюней Агдеринского района (поскольку на картах, в том числе и изданных в Азербайджане, данного села нам найти не удалось, о существовании его знают, видимо, лишь сама Лейла Амирова да ее литературный герой - Пандухт) 12 марта 1992 года подверглось захвату армянскими танками, и в нем насчитывались сотни трупов. Оставим в стороне правомочность замены названия 100% населенного армянами Мартакерта на «Агдере». Может, Лейла, а вместе с ней и публикующий лейлины откровения сайт, попробуют объяснить читателям, каким образом у села Баш-Гюней оказались армянские танки, если с конца 1989-го до пробития Лачинского коридора в мае 1992-го, Нагорный Карабах находился в тисках жесточайшей блокады. Не вертолетами же, в самом деле, эти танки завозились? И есть ли хоть одно независимое свидетельство о «событиях» в селе Баш-Гюней и сотнях трупах в нем, или все это - очередной байда азагитпропа из разряда «бумага все стерпит»?

«На протяжении полугода его с закрытыми глазами возили от одного места с убитыми азербайджанскими солдатами к другому... Город Ханкенди в Карабахе. Мы ехали мимо главной площади, и я видел там повешенных 18 азербайджанских девушек. С них содрали кожу, остались одни кости. Затем меня отвезли в морг, который располагался в бывшем клубе. Здесь лежали тела без головы, рук, с ослепленными глазами... С закрытыми глазами везли его и через Ходжалы. Приподняв полоску на глазах, он увидел, как вороны клевали тела погибших азербайджанцев…»

О «повешенных в Ханкенди азербайджанских девушках», как я понимаю, тоже знает только Амирова и ее богатый на россказни герой. Также как и о путешествиях, длиной в полгода с повязкой на глазах. Да и воронам, обнаружь они тела «погибших в Ходжалы азербайджанцев» через полгода, клевать, поверьте, было бы уже нечего. Я думаю, Максим Леонардович согласится, что перед такой кучей откровенного вранья меркнут даже пресловутые кавказские танцы с платками. И особенно кощунственным и нелепым выглядит это бессовестное вранье в привязке к 25-летию сумгаитской трагедии.

Можно было бы списать появление бездоказательной страшилки Амировой на невнимательность и упущение редакции. Однако достаточно вспомнить, какую реакцию вызвало у Максима Леонардовича появление в его отсутствие интервью журналиста Руслана Гереева с армянским политологом Левоном Мелик-Шахназаряном, оперативно спрятанное в глубинах сайта. Взамен него моментально появилась перепечатка в стиле банального доноса с сайта vesti.az и «паритетное» интервью с известным и неоднократно разоблаченным фальсификатором Ризваном Гусейновым, полное липовых цифр, сказок о тысячелетней истории тюрок в Закавказье и хамских реплик в адрес выдающихся российских общественных деятелей современности - Андрея Сахарова, Елены Боннэр и Галины Старовойтовой. Последнее, кстати говоря, провисело на сайте «Кавполитика» ровно две недели.

Я понимаю, что армянское направление - не главное для Максима Шевченко, в друзьях у которого ходит Гейдар Джемаль, ведущий «тяжелые идеологические бои» и открыто заявляющий, что Армения должна быть уничтожена. Точно также как кавказское направление - не главное для конъюнктурщика Мамонтова. И, возможно, маленькая Армения и горстка арцахских армян, упрямо вцепившихся в землю своих отцов и дедов, не представляют ценности, которую представляет для мировой геополитической конъюнктуры богатый углеводородами Азербайджан. Но «документальность, непредвзятость, компетентность» не могут относиться к одним, и не относиться к другим. Равно как и справедливость - понятие общечеловеческое.

А вот костры из книг действительно жгут. В Азербайджане. Из книг писателя, осмелившегося сказать правду о том самом Сумгаите. И о Баку, и о некогда армянском Нахиджеване.

У писателя Акрама Айлисли хватило мужества на эту горькую правду. Желаю того же Максиму Шевченко и его сайту. Хотя бы в 25-летнюю годовщину армянских погромов в Сумгаите. А если не хватает мужества на правду, то, может, для начала хотя бы перестать лгать…

ксенофобия, мысли вслух, Азербайджан, Россия, Армения, фальсификации, Арцах

Previous post Next post
Up