Уважаемый френд
aramaia дал ссылку на
статью Артема Ерканяна в электронной версии газеты "Новое время", совершенно справедливо заметив, что официальное признание шведским риксдагом геноцида армян, ассирийцев и понтийских греков - результат кропотливой работы именно ассирийской общины Швеции, чьи позиции в этой стране бесспорно сильны. Но меня статья Ерканяна заинтересовала прежде всего в контексте непризнания Арменией геноцида других немусульманских народов Османской империи, о чем совсем недавно шла дискуссия в журнале другого уважаемого френда
roland-expert-а (кстати, там тоже шло обсуждение уже другой и, опять же, спорной статьи Ерканяна).
"...Официальные Афины в отличие от греческих организаций Америки и Европы в вопросе признания геноцида куда менее последовательны. Это очень беспокоит греков, живущих в Армении. В кулуарах армянского парламента вопрос о необходимости осуждения геноцида в Понте обсуждается не первый год. Теперь у греков в Армении есть собственное мощное лобби. Ведь вице-спикер Национального собрания Эдуард Шармазанов не скрывает свое понтийское происхождение. В том числе и благодаря его усилиям тема признания геноцида греков не выходит из повестки. Но как только дело доходит до возможности вынесения вопроса на обсуждение пленарного заседания, из Афин поступает сигнал о том, что это было бы нежелательно. Вероятно, это связано с надеждами греков на помощь Турции в преодолении экономического кризиса. Эрдоган не раз намекал на то, что если Греция пересмотрит свою региональную политику, турки протянут ей руку помощи и выведут страну из финансового коллапса. Успешно растратив миллиардные кредиты, выделенные Германией, некоторые греческие чиновники резко повернулись к Берлину спиной и протянули руку Анкаре. К примеру, мэр города Салоники Яннис Бутарис призывает соотечественников забыть про немцев и рассчитывать на турок. “Я чувствую себя гораздо ближе к турецкому народу, чем к немецкому. С немцем у меня нет ничего общего, а с турком - очень много. Греки и турки - это народы, имеющие общую землю, общую историю и образ жизни”, - заявил он недавно в интервью газете “Greek Reporter”. Мало того, Бутарис пообещал своему давнему приятелю Ахмеду Давутоглу построить в Салониках турецкую мечеть и назвать одну из улиц города именем Ататюрка. В беседе с корреспондентом еженедельника “Elefterotipiya” состоящий в правящей партии градоначальник Салоник заявил: “Я хочу установить на площади Свободы памятники младотуркам. Ведь движение младотурок началось именно отсюда”.
Таким образом, становится заметным стремление некоторых греческих правителей закрыть тему геноцида понтийцев ради дивидендов, которые сулит экономическое партнерство с Турцией. Благодаря стараниям подобных Бутарису не в меру “толерантных” политиков Греция уже по сути покинула лагерь борцов за международное осуждение совершенных младотурками преступлений. В сложившейся ситуации было бы глупо, если бы мы взялись предпринимать шаги, которые не будут приветствоваться самими греками. Зачем нам лезть в пекло поперек батьки? Перефразируя известную поговорку, следовало бы сказать, что армянину незачем быть большим православным, чем патриарх афинский. Так что судьба инициативы, вынесенной на обсуждение правительства Армении, полагаю, зависит прежде всего от Афин".
К сказанному Ерканяном добавлю, что сама Греция геноцид своих соотечественников в Османской империи признала лишь в 1994 году, что также говорит о многом. И если Ерканян опять что-нибудь не передергивает, то получается, что в этом вопросе далеко не все так просто, как кажется на первый взгляд и, стало быть, сравнивать позицию Армении в вопросе непризнания геноцида других народов османской Турции с позицией Израиля, не признающего Мец Егерн, мягко говоря, не совсем некорректно. Или совсем некорректно.