Очевидно, что технологии событий, происходящих в Беларуси, очень похожи, можно даже сказать, идентичны событиям в Армении в 2018 году. А вот реакция властей Армении в 2018 году и нынешних белорусских властей на эти события совершенно разная.
Об этом в беседе с Tert.am сказал политолог Грант Мелик-Шахназарян, отметив, что Беларусь довольно жестко относится к демонстрациям, всем случаям нарушений закона и, вместе с тем, с помощью тех же технологий пытается обеспечить консолидацию граждан, оказывающих поддержку власти.
«Например, в воскресенье, когда в Беларуси должен был состояться самый массовый митинг, к которому оппозиционеры готовились целую неделю, прошел митинг сторонников действующего президента Александра Лукашенко, и, по крайней мере, в медиаполе для внешнего мира были показаны оба митинга: один против Лукашенко, другой - за него. Очевидно, что власти Беларуси действуют намного жестче, и есть сопротивление, в отличие от Армении, где власти не проявили необходимой жесткости даже в самом начале, когда протесты еще не были массовыми и не угрожали властям», - сказал политолог.
По словам Мелик-Шахназаряна, вторая глубинная схожесть событий - это наличие геополитического компонента, как в Армении, так и в Беларуси.
«Параллельно с этими многолюдными демонстрациями происходят довольно серьезные геополитические процессы, и присутствие России и Запада в этих процессах очевидно. У меня сложилось впечатление, что, в отличие от Армении 2018 года, нынешние власти Беларуси в данной ситуации пытаются найти общий язык с Россией, видя в истоке событий российское вмешательство или, по крайней мере, участие», - сказал он, отметив, что в течение последних 3-4 лет президент Беларуси пытается довольно подчеркнуто демонстрировать самостоятельность от РФ, уравновешивая отношения с Западом.
«Сейчас Беларусь отказывается от этой линии, и основной вопрос заключается в том, сумел ли Лукашенко убедить своего российского коллегу в том, что он больше не будет следовать прежней линии, а также будет ли он более подчинен желаниям официальной Москвы, или нет. Если ему удастся в этом убедить, я полагаю, он сможет на некоторое время продлить свое правление - до того момента, пока в Беларуси не появится новый компромиссный кандидат, который удовлетворит и желание людей увидеть перемены, и станет уравновешивающим субъектом для политических элит, а также сможет поддерживать нормальные отношения с РФ», - сказал политолог.
По его наблюдениям, имеется два возможных сценария развития событий: либо продление правления Лукашенко на краткосрочном этапе, но без прежнего влияния и самостоятельности, либо, если российская сторона все-таки не верит обещаниям Лукашенко, формирование временного правительства.
На вопрос, какое влияние указанные сценарии могут оказать на наш регион, в частности на Армению, политолог ответил, что вопрос развязывания войны в Арцахе зависит от развития событий в Беларуси.
«Оба упомянутых в Беларуси сценария - это, по сути, две формы развития одного и того же сценария. Судьбоносная проблема смены власти - это вопрос: сейчас, или, скажем, через 1-2 года? Очевидно, что на постсоветском пространстве начались процессы, следующим местом логического развития которых является Азербайджан. И там имеется давно установившаяся власть, которая также пытается где-то проявлять независимость от внешней политики России, диктовать собственную повестку дня геополитическим центрам. И там также имеется плодородная почва для начала подобных революционных процессов», - сказал Г. Мелик-Шахназарян, отметив, что если в Беларуси процесс «сломить волю» Лукашенко завершится успехом, президент Азербайджана Ильхам Алиев поймет, что и он не станет исключением и не сможет оказать сопротивления.
«Тогда Алиев станет уделять больше внимания политической повестке и требованиям различных центров, но, в данном случае, в основном России. А повестка дня России в нашем регионе одна: расширение ЕАЭС и вовлечение Азербайджана в эту структуру. У Алиева не так много инструментов, чтобы избежать этого, кроме угрозы войны, которая затянет процесс интеграции. В зависимости от развития событий в Беларуси, Алиев может выбрать путь войны в Арцахе как средство самозащиты, а также как способ остановить продвижение РФ в регионе», - сказал политолог, подчеркнув, что по этому вопросу азербайджанские власти проводят серьезные консультации с властями Турции, между ними существует тесное сотрудничество на военно-политическом уровне.
«Турция, в свою очередь, наращивает свое военно-политическое присутствие на Южном Кавказе, что, естественно, не может нравится России, и вынудит последнюю предпринять какие-то действия против Азербайджана. Опасность возобновления войны - это в азербайджанских планах реальный вариант для того, чтобы что-то изменить», - сказал он.
Обращаясь к позиции Армении по событиям в Беларуси, политолог выразил мнение, что премьер-министр РА Никол Пашинян пытается в белорусском вопросе продублировать позицию официальных кругов РФ.
«Поздравление, адресованное Лукашенко, последовало за поздравлением от президента России. В сложившейся ситуации приоритетным вопросом для Армении должна быть безопасность, а также активность Турции на наших границах и в регионе. К сожалению, армянская дипломатия практически ничего не предпринимает для предотвращения турецкой активности. Армения почему-то оказалась вне происходящих событий. Пашинян не обсуждал июльскую эскалацию в Тавуше ни с одним руководителем страны, тогда как Алиев обсуждал ее с лидерами многих стран, в том числе с президентом России. С Арменией никто не ведет никаких разговоров, а Никол Пашинян оказался полностью вне данных процессов, у него нет никакого влияния, никакой роли», - сказал Грант Мелик-Шахназарян.
Беседовала Мариам Саргсян