Сегодня минул ровно месяц с того дня, как я обратился к грузинским читателям своего журнала (текст обращения -
здесь). Настала пора подвести некоторые итоги.
Признаюсь, после опубликования данного обращения поток оскорблений, угроз и истерики резко сократился. Однако ничего особо осмысленного, к великому моему сожалению, я в ответ так и не получил. Вряд ли сами авторы смогут объяснить, какой смысл был терять время, скажем, вот на такие постинги:
«Вы живете на нашей земле. Вас спасли от турок, приютили, обогрели. А вы норовите, как змея, укусить пригревшего. Тысячу раз правы были турки».
«Расскажите про любовь русских к армянам. Или вообще кого-нибудь к армянам. Рассмешите народ».
По поводу грузинского спасения армян, а также приюта и обогрева, могу порекомендовать ознакомиться с
«Докладом Погоса Абеляна Асканазу Мравяну». Очень красноречивое свидетельство «спасения». Что касаемо «любви к армянам». Элементарное человеческое отношение к людям, которые волею судьбы являются гражданами вашего государства, уважение их права молиться в созданных ими же храмах, права приходить к могилам своих предков, их права разговаривать на своем языке - для всего этого не нужно абсолютно никакой «любви», достаточно понимания того, что в нормальном обществе это должно являться совершенно естественной вещью. По видимому, в Грузии свои, особые требования к гражданам нетитульной нации. А поиски российского следа в ответ на возмущение собственной дискриминационной политикой вообще давно уже превратились в фирменную грузинскую фишечку.
В числе обиженных на меня за это оказался и без того давно уже обиженный на армян заместитель главного редактора грузиноязычного варианта еженедельника «Georgian Times» Фридон Дочия:
«Армяне все равно от своего не отступают и продолжают наносить Грузии целенаправленные уколы. Не говоря уже о другом. Оказывается, и Тбилиси тоже армянский город. Об этом ... пишет в статье «Тифлис - армянский город». В нем, оказывается, армяне «живут с незапамятных времен», а на грани XIX-XX веков Тбилиси будто бы стал неофициальной столицей Армении. Даже после объявления Грузией независимости Тбилиси, оказывается, оставался армянским городом. После этого, о чем с ними говорить».
Подводя итог этой акции, вынужден констатировать: мнение о том, что грузинами дружба между нашими народами воспринимается как возможность постоянно безнаказанно плевать в нашу сторону, а обязанность армян в их понимании - молча утираться от этих плевков в страхе за перекрытие православными братьями жизнеобеспечивающих коммуникаций, на самом деле недалеко от истины. Но лично мне, также, понятно, что до бесконечности так продолжаться не может и не должно.
А вот что стало для меня неожиданностью, так это живой интерес к происходящему нашими восточными - толерантными - соседями. Некий Нармин Баширзаде на сайте 1news.аz посвятил этому аж целый постинг под заголовком: «Очередной жертвой армянской мании величия стала грузинская столица»:
«Тифлис являлся одним из крупнейших центров армянской политической жизни, культуры и искусства», говорится в статье, опубликованной в ...
Армяне живут в Тбилиси с незапамятных времен… На рубеже XIX-XX веков… этот город становится неформальной армянской столицей», - пишет армянский автор.
Армяне также утверждают, что «Тифлис вообще, в более широком смысле, долго являлся ареной для выражения армянского духа. Это был особый город, где все чувствовали себя по-домашнему, и в первую очередь армяне».
Более того, армянский автор заявляет, что «и после признания Грузии независимым государством, Тифлис продолжал оставаться армянским городом».
Вот такие, друзья, вкратце, итоги акции. Итоги, которые, по большому счету, были очень предсказуемыми.