Ниже представлена рецензия или отзыв (как хотите, так и называйте) на роман Стендаля “Красное и черное”. Принимаю все возможные комментарии: от поправок до собственных мыслей. Креатив приветствуется…
Сразу замечу, что автор этого романа Анри Бейль, писавший под псевдонимом Стендаль, был при жизни не очень любим ни критиками, ни простыми читателями. Подавляющее большинство его многочисленных исторических, критических и художественных произведений прошли незамеченными, лишь изредка отмечаясь далеко не самыми приятными рецензиями. Тем не менее, Стендаль оказал значительное влияние на Мериме, Бальзака и других не менее знаменитых писателей.
Существует множество точек зрения насчет значения романа “Красное и черное”. Я считаю, что Стендаль спрятал под этими тайными цветами 2 чувства, владеющие духом Жюльена Сореля, главного героя романа. С одной стороны страсть, нравственная жажда, душевный порыв, необузданное, безотчетное влечение. С другой - честолюбие, жажда чинов, славы, признания.
Уделом Стендаля стала посмертная слава. В 1850-е годы его друг Ромен Коломб полностью издал все его произведения, включая журнальные статьи и даже переписку. С этого момента Стендаль прочно вошел во французскую и мировую литературу.
Со Стендалем я впервые познакомился совсем недавно. Однако сразу заметил ярко выраженную классификацию: любовь-страсть, любовь-влечение, физическая любовь и любовь-тщеславие. В романе “Красное и черное” как раз и идет речь о последнем виде любви. И эта книга стала пособием о том, как нельзя любить. Смысл названия, отдававшего поначалу “карточным” душком, раскрылся во всей своей красоте. Ведь как просто и гениально:“красное” - все чистое, искреннее, что было в Жюльене, “черное” - его безграничное тщеславие. Решив из этого самого тщеславия стать любовником госпожи де Реналь, Сорель неожиданно для себя безумно влюбляется в нее. Между ними возникает страстный роман. Но “черное” берет свое. Оставив госпожу де Реналь пожинать плоды своей неверности, сын лесоруба, стыдящийся своего низкого происхождения, отправляется в Париж. Там - высший свет, который так манит. Там, в столице, Жюльен надеется реализовать свой “наполеоновский комплекс”. И ему это удается. Красивый и обходительный, он расчетливо влюбляет в себя Матильду де Ля Моль.
И тут “нашла коса на камень”. Матильда тщеславна не меньше Жюльена. Два характера начинают борьбу. Он не любит е, но она нужна ему, чтобы достигнуть своей цели, самоутвердиться, наконец. Она его любит за то, что он не их круга и не любит ее (магия мужчины, неидущего в руки). В конце концов, Жюльен добивается своего - Матильда сама предлагает ему жениться на ней. Но состояться “тщеславному браку” не суждено. Ослепленная ревностью госпожа де Реналь пишет письмо отцу Матильды, в котором обличает своего возлюбленного Жюльена. И Сорель, презрев все, чего добился с таким трудом, отправляется мстить. Он стреляет в ту, которую любил, обрывая и ее жизнь, и, как оказалось, свою тоже.
За покушение на госпожу де Реналь Жюльена приговаривают к смертной казни. Казалось бы, финал очевиден…
Но не таков Стендаль. В его романе “красное” в итоге побеждает “черное”. Герой переосмысливает свою жизнь. Накануне казни Жюльен понимает, что умирает, потеряв самое главное. Этим главным была любовь между ним и госпожой де Реналь. А все остальное - лишь отблески тщеславия, за которые он заплатил слишком высокую цену. Я поймал себя на мысли, что мне жаль Сореля, который не смог оценить истинной любви за затворами себялюбия. И отдал за это свою и чужую, самую дорогую на свете жизнь.
Я читал роман с упоением. В нем есть все: любовь, страсть, ревность, трагедия. Тонкое и эмоциональное творение, достойное восхищения.
Мой былой максимализм, в конце концов, прошел (я долгое время считал Жюльена моральным уродом). Ведь в нежном возрасте мы, как правило, не замечаем оттенков… Только “красное” и “черное”…