Большая часть нижнего уровня музея отведена под индейскую утварь, плетенные корзины и новоделы. Надо признать, что за 15 лет жизни на северо-западе глаз у меня замылился, и все вот это народное довольно уже приелось, а когда-то, по приезде, тотемы, атрибутика салишей и хайда, эта знаменитая скульптура во Ванкуверском музее антропологии, знаете, где ворон сидит на ракушке, а из нее голые жопки первых в мире людей торчат, типа ворон нашел первых людей, мне так понравились, что я перечитала тонну книг из местной библиотеки про все вот это.
Но вот эти каменные совы в чашах и ступках меня опять очаровали. Все каменное в этой выставке понравилось лично мне больше всего. Детям понравились томогавки и головные уборы из перьев, конечно же.
А вот какой милый "Чужой" справа.
Тут тоже совы.
Камни с дырками - якоря.
И еще сова.
Но больше всего там плетенных корзин, переносок и сумочек, просто какое-то несметное количество. Вот это все голимый новодел, абсолютно современными людьми сплетенное, после обучения по программе какого-нибудь "Искусства первых народностей" при ванкуверском колледже в Канаде или у нас тут в центре Салишей.
Палка-таскалка с люлькой для младенца. За изогнутую ручку бери и тащи волоком по земле и буеракам за собой младенца - очень удобно. Это тоже, что мы видим по ткани, довольно современная нам вещь, в ней ценно только то, что сохранен принцип самого устройства, вот эти люльки - видно что они привязаны к дощечке. Сами же вот эти идеально равномерные дырки на тонкой коже, волнистый вырез ножницами, простроченное на машинке итд, все это 20 век безусловно. У тру индейцев ни тканей таких не было, ни инструментов, чтобы так сделать. То есть все что мы видим в музее, большей частью передает лишь примерное представление о том, как там все было устроено в быту у индейцев к моменту прихода сюда первопоселенцев из Европы.
Пара камней с петроглифами.
Панно на стене - тоже продукт обучения в колледжах современному искусству.
Гораздо больше достоверности у таких ч/б фотографий, хотя тоже не надо забывать, что это реконструкция образа жизни какой-нибудь индейской деревни, в рамках привлечения внимания туристов или какой-нибудь ярмарки, или праздника индейской культуры, девушка слева одета в обычное платье, явно не сшитое из шкур оленя или кожи рыбы, а из купленной фабричной ткани в крапочку. А вот устройство люльки интересное и аутентичное. Ногой дергаешь веревку - люлька качается, руки свободны для плетения стотысяч корзин. Удивляет младенец, который спокойно лежит и позирует. Мой бы в таком размере уже разорвал всю эту люльку и как червяк из нее вывалился с диким ором. Бабуля справа расписывает шапку племени Хайда узорами хайда в стиле хайда.
Вот эти закопченые шапки, пропитаны водоотталкивающей смолой, поэтому они такого загорелого цвета, и поэтому они наиболее приближены к тру стори.
Ложка из пластины от китового уса.
Ну тут тоже такое. Вроде бы и парка, а вроде бы и посмотрите на ткань в веселый цветочек. Современное все. Это опять же не местное, а скорее Аляска, Юкон. Местные просто мокли под дождем, не до мехов на лице.
Куртка из кожи не помню кого, но не рыбья шкура, наверняка белек (детеныш нерпы). Вот из рыбьей кожи очень похоже обычно выглядит одежда. У нас на Сахалине тоже нивхи выделывали раньше.
Куклы 1950-х годов, представляют моду Аляски. Один в один наши чукчи, ительмены и прочие камчадалы. Нивхи сюда же.
Намного интереснее вот такие фото. Вот она настоящая жизнь индейцев в конце 19 века - шалашик поставила себе из сухих веток, низенький-низенький, лишь бы лежа вползти, и дом готов. Плетенные кувшин просмоленный, и тарелки, а так же материал для плетения в руках. Ткань как видим, тоже не в горошек и не с мануфактуры Хадсон Бэя. Вот она, соль земли индейской. Не постановка, не фестиваль и не реконструкция. Кувшины и сосуды для хранения воды будут еще ниже настоящие, на следующей фотографии. А вот глиняная фигурка в стиле пуэбло чего-то там здесь вобще не к месту. Выставка про северо-западных индейцев, ну по Орегон включительно, но пуэбло? Это же юг! Пустыня и тд. Совсем другой климат, другая культура, другой этнос. Фигурка была слеплена в 1970-х годах, по воспоминаниям автора о том как ее дедушка-рассказчик сказок сидел облепленный детьми, и те раскрыв рот слушали его сказки и предания. Фигурка интересная, привлекает внимание, но в череде остальных работ смотрится как седло на корове.
Вот настоящие предметы, сплетенные для быта, для использования. На фото виден процесс. Сравните насколько плетение отличается от тех сумочек и веселеньких корзин с контрастными геометрическими узорами на фотках выше.
И вот здесь тоже можно сравнить - настоящий уровень геометрии и узоров, он минимальный, потому что не до жиру как говорится. Черные штуки вобще из конского волоса вплетались, а не наносились краской/чернилами. Слева сосуды промазаны древесной смолой, чтобы можно было хранить воду и вода не протекала.
Зал очень большой, корзины и сумочки я не осилила разглядывать подробно.
Но дети попросили их сфотографировать на фоне на память. Интересно, освещение настолько яркое по сравнению с другими витринами, потому что музей тоже к новоделам относится снисходительно. ну ладно пусть постоят для красоты, место заполнят, или как.
Детям больше всего понравились бубны, томагавк и головной убор с перьями. Мы как-то на прогулке нашли такое перо, и это вызвало бурю восторгов. А тут целая куча таких перьев!
Вот нормальный рабочий бубен. Тру бубен.