Сегодня в России впервые официально, на государственном уровне, отмечается День крещения Руси. Указом президента 28 июля внесено в реестр дней воинской славы и памятных дат России. То есть выходного не будет, но праздник принятия православия отмечается теперь на уровне первых лиц государства.
Выбор даты достаточно условен, а на мой взгляд и странен. 28 июля, а по старому стилю 15-го июля, в 1015 году умер киевский великий князь Владимир, причисленный к лику святых креститель Руси. День смерти одного из самых легендарных и знаменитых государственных деятелей будет отмечаться как светлый праздник принятия православной веры, ну да ладно - точная дата самого Крещения, как и рождения Владимира, все равно неизвестна, так что выбор даты, в принципе, условен.
Гораздо интереснее поговорить о личности святого равноапостольного князя, о его бурной биографии, и о самом принятии православия. Совершенно ясно, что за прошедшее тысячелетие и фигура Владимира, и обстановка того времени, и обстоятельства крещения - все это обросло такими легендами и преданиями, что необходимо четко различать реальный исторический образ и некую мифологическую, легендарную версию жизни Владимира и его крещения. Ясно, что отмечаем и славим (без всякой иронии говорю) мы память идеального царя-батюшки, мудрого отца-правителя, принесшего свет и просвещение в темную и дикую страну. И это правильно, у народа должны быть образцы для подражания, идеализированные герои, освященные и признанные и церковью, и государством, и самим народом, эдакие непререкаемые и беспрекословные авторитеты. И пусть с реальными историческими прототипами почти ничего общего и нет, неважно - благой образ должен быть создан и должен поддерживаться в массовом сознании, ничего плохого в этом нет. Александр Невский - грозный и справедливый воитель, Дмитрий Донской - объединитель князей и победитель татар, или вот Владимир Красно Солнышко - мудрый правитель и креститель Руси. Эти мифы нужно поддерживать и пестовать, и слава богу, что реальную историческую правду знают лишь горстка профессоров да кучка любителей истории...ведь на самом деле можно ужаснуться, узнав, память каких людей мы почитаем и празднуем.
Итак, оставим мифы и идеалы тем, чьи интересы дальше школьного учебника и обывательских стереотипов не простираются. Мне же, и вам, надеюсь, больше любопытна реальность и правда...а как же оно было на самом-то деле? К Александру, беспринципному карьеристу, и к Дмитрию, трусоватому интригану, мы еще вернемся при случае, а пока поговорим о святом Владимире. Предупреждаю сразу - если вы боитесь развенчания созданного мифами и былинами светлого облика Владимира Красного Солнышка, лучше не читайте дальше.
Родился Владимир в 948 году, и был сыном киевского князя Святослава и его рабыни Малуши, ключницы матери Святослава, знаменитой княгини Ольги. Кстати, именно Ольга первая из киевских правителей приняла христианство. В 966 году, отправляясь в очередной длительный поход на Дунай с целью борьбы с Византией за Болгарию, Святослав оставляет старшего сына Ярополка на уделе в Киеве, сына Олега на уделе в земле древлян, а Владимира - в Новгороде. В 972 году великий князь Святослав был убит в бою с печенегами. Его сыновья стали княжить каждый в своем уделе.
В городе Полоцк в то время князем был варяг Рогволд. Владимир послал к нему сватов с предложением отдать за него дочь Рогволда, Рогнеду. Однако Рогнеда отказала младшему из сыновей Святослава, желая стать женой Ярополка и княжить в Киеве. Владимир, оскорбленный отказом, собрал войско и отправился в Полоцк. Разбив войска Рогволда и взяв город, Владимир на глазах отца и матери обесчестил Рогнеду, затем убил Рогволда и забрал его дочь к себе в Новгород и взял ее в жены. Рогнеда родила Владимиру четырех детей, в том числе будущего князя Ярослава Мудрого, но в 986 году Владимир, после покушения на него Рогнеды, развелся с женой.
В 975 году Ярополк поссорился с Олегом, а через два года пошел на него войной. В битве Олег погиб, а Ярополк захватил его древлянский удел. Владимир, не дожидаясь пока Ярополк пойдет и на него, бежал из Новгорода к варягам, и таким образом позволил Ярополку объединить под своей властью все отцовские владения. В 980 году собравший за морем силы Владимир пошел на Ярополка в Киев. После длительной осады Киева Владимиру удалось переманить на свою сторону воеводу Ярополка, Блуда. Тот убедил Ярополка в том, что киевляне тайно готовятся сдать город Владимиру и что надо немедленно бежать. Ярополк поверил Блуду и покинул Киев, после чего Владимир беспрепятственно вошел в город. Блуд убедил Ярополка в том, что Владимир готов заключить мир, и Ярополк отправился на переговоры в великокняжеский терем, где и был убит дружинниками Владимира. Таким образом Владимир стал княжить единовластно. В Киеве он построил языческое святилище, на холме за теремом были установлены идолы Перуна, Хорса, Стрибога, Даждьбога, Симаргла и Мокоши, которым приносились жертвы. Владимир взял в жены жену убитого Ярополка, гречанку. Кроме того, у него было еще три законные жены и множество наложниц.
Согласно летописной версии, в 986 году Владимиру вдруг наскучило язычество, и он призвал посланцев различных религий, желая принять новую веру. Всем известная история об этом своеобразном соревновании вер, в которой победу одержал греческий посланник, описана в Повести временных лет. Однако Владимир еще не сделал окончательный выбор. После похода на греков и взятия Херсонеса Владимир внезапно ослеп, и прозрел лишь после того, как принял крещение, что окончательно убедило его в могущественности православной веры. Так гласит легендарная летопись.
На самом деле события разворачивались не совсем так. В 987 году в Византии разгорелось мощное восстание Варды Фоки, претендующего на императорский престол. Василий II, византийский базилевс, запросил помощи у Владимира. После длительного торга Владимир вытребовал одним из условий женитьбу на сестре императора, Анне, но с условием, что он предварительно окрестится. Что и произошло, вероятно, в Киеве в начале 988 года. Летом 988 года войско Владимира участвовало в сражениях при Авидосе и Хрисополе. Однако император свое обещание не сдержал, Анну за Владимира не отдали, в 989 году князь осадил Херсонес и взял его после девятимесячной осады. Летом того же года Анна все-таки прибыла в Киев, и где-то в конце 990 года были крещены и знатные киевляне. Дальнейшее распространение христианства протекало уже не так гладко, где словом, где угрозами, а где и огнем и мечом. Впрочем, одного вот такого слова грозного князя было, наверное, достаточно, чтобы отбросить старых богов:
"Пусть заутра окажутся на Почайне-реке и богат, и убог, свободный и раб, пол мужской и женский, старые с юными, девы и юноши, старцы с детьми, но также и нищие - и если кого там не встречу, тот будет мой личный враг!"
Даже такой коротенький экскурс в жизнь Владимира, отнюдь не приукрашенную даже летописями, показывает, что перед нами расчетливый и беспринципный политик, и более того - убийца и насильник. Доказательств этому множество и в летописях, и даже в былинных текстах. Общеизвестные цитаты из летописных сводов приводить не буду, лучше напоследок процитирую один малоизвестный список Жития князя Владимира, описывающий его поведение после взятия Херсонеса:
"...А князя корсунского и с княгинею поймал, а дщерь их к себе взял в шатер, а князя и княгиню привязал у шатерной сохи и с дщерию их пред ними беззаконство сотворил. И по трех днях повелел князя и княгиню убить, а дщерь их за боярина Ижберна дал со многим имением, а в Корсуни наместником его поставил..."
Знакомые по Полоцку привычки! Впрочем, надо сказать, что привычки эти страшны и преступны лишь по нашим меркам...для того времени все это было вполне нормально, привычно, и не то, чтобы хорошо...но слишком обыденно, чтобы как-то выделять Владимира среди прочих. Убийства, прелюбодеяния, предательства, обман, жестокость - привычная жизнь и привычные занятия средневековых правителей.
Ну а уж стоит ли чтить как святого братоубийцу, вероотступника и насильника - это уж решайте сами.
Помощник поста:
интернет магазин детский спальный мешок