Mar 21, 2007 23:04
Скоро дочитаю книжку про Хундертвассера. Чем больше узнаю его и его работы (архитекрутные и экологические проекты, графику, живопись, манифесты), тем больше проникаюсь уважением к этому гению. Главной целью творчества Хундертвассера было вернуть человека в лоно природы, и Художник всеми известными способами старался облагородить ландшафты городов, чтобы сделать современную архитектуру экологически чистой и позитивной для людей.
Книжка сама по себе празительно живо и интересно написана, с кучей интервью, манифестов, фотографий и репродукций, автор - Гарри Ранд.
Ниже привожу отрывок из одного интервью, в котором, по-моему, озвучены очень хорошие и правильные мысли.
Искусство и религия.
Г.Р: Почему люди становятся художниками?
Ф.Х (Фриденсрайх Хундертвассер): По разным причинам. Подлинные художники - потому, что хотят стать священнослужителями, потому, что для них это своего рода религиозная деятельность. Если хочешь жить не только ради денег и прибыли, если хочешь помогать людям, можешь стать врачом и лечить больных. Работа священника сложна, поскольку догмы множества религий уже отошли в прошлое, и их не всегда можно применить. А потому очевидно, что становление художника дает вам искомый ответ; собственно говоря, быть художником еще не значит, что вы должны писать. Разумаеется, надо писать, но это образ жизни. Это способ видеть мир, и видеть красоту вокруг, и добавлять красоту в наш мир. Странно, но художник принадлежит к другому роду людей, чем все остальные. Сам он может вам нравиться или не нравиться, но его образ жизни, его окружение дома, его дом, его комната, его сад - все это сильно отличается от того, что видишь вокруг себя.
Г.Р.: Если искусство - это религиозная деятельность, и если художники играют роль модели, живого примера для общества, участвуют ли художники в творении добра?
Ф.Х.: К сожалению, нет. В этом вся проблема. Некоторые заявляют, что мир сегодня безобразен, что он извращен, а потому искусство тоже должно стать безобразным и извращенным, поскольку оно является зеркалом общества, и художник должен писать то что видит. Но я вам скажу, что все это ерунда. Ведь чего достигают художники, поступая таким образом? Они достигают лишь отвращения, которые испытывает к их работам подлинный ценитель искусства. И он не знает, в чем дело, потому что художник такого рода не показывает ни решений, ни выходов. Он только размышляет и преувеличивает, усиливает эти безобразия и извращенность, однако не предлагает никакого решения. Я же считаю, что мы должны бороться, если что-то поистине ужасно, мы должны сделать его красивым. Если это безобразно, мы должны сделать его красивым. Если что-то извращено, мы должны постараться и распутать это извращение; если что-то сложно, надо постараться как-то упростить это.