"Изучение истории религии Ирана очень затрудняется состоянием источников. О религии древних персов сообщали отрывочные и мало надежные сведения тогдашние греческие писатели - Геродот и др. Более достоверные, но еще более отрывочные данные содержатся в надписях царей Ахеменидов (VI-IV вв. до н. э.). Гораздо более полный, очень обильный материал заключается в религиозных текстах самих персов, в их древней священной книге Авесте, которая и является главным источником изучения древнеиранской религии.
Авеста памятник, очень трудный для изучения. Так как уже с VII в. н. э., после арабского завоевания, персы и другие народы Ирана были почти целиком обращены в ислам, приверженцы старой религии, бежав из Ирана, удержались главным образом в Западной Индии, в районе Бомбея; это так называемые парсы. В Европе только в XVIII в. стало известно, что у парсов сохранились древние священные книги иранцев. В Оксфорде с 1723 г. хранится привезенный из Индии список, но никто не знал, как его читать. Один француз, энтузиаст науки, Анкетиль Дюперрон отправился в 1754 г. в Индию с целью найти священные книги персов и научиться их читать; ему после многолетних поисков и трудов это удалось. В 1771 г. он издал (в Оксфорде) французский перевод Авесты. Ученые долго спорили о подлинности, о ценности, о древности новооткрытых текстов.
Само слово "Авеста" означает "знание", которое осуществилось благодаря откровению; пророк получил "закон" в беседах с богом или с его духами, чтобы возвестить его людям. Письменный текст Авесты достаточно позднего происхождения - не ранее III в. до н.э. Наиболее древние части священной книги, ее песнопения и гимны, в том числе приписываемые легендарному пророку Заратустре, датируются ХII-Х вв. до н.э., по времени близки к индийским Ведам.
Засада же в том, что о Заратустре нет практически никаких достоверных сведений, а время его жизни по разным источникам, варьируется от XIII до VI вв. до н.э. В ту пору нанотехнологии и фармацевтическая промышленность были развиты крайне плохо, так что по семь столетий люди жить не могли, да.
Кстати, недавно у Пелевина вышла новая книжка:
http://lib.ololo.cc/b/177715