Во время экономического кризиса 1930-х годов основатель Panasonic Коносуке Мацусита принял решение, которое - казалось бы - должно было привести к банкротству. Но благодаря этому шагу компания достигла процветания, а имя Мацуситы надолго останется в истории.
В конце 1920-х годов бренда Panasonic еще не существовало: была только фабрика по выпуску электроламп и электрических фонариков Matsushita. Основал и возглавлял компанию Коносуке Мацусита - харизматичный, изобретательный и энергичный бизнесмен.
До кризиса компания Мацуситы придерживалась простого принципа: делать все на треть дешевле и на треть лучше. В перечне продукции компании были удачные лампы, велосипедные и домашние фонари, первый в Японии электрический утюг.
Однако ситуация стала меняться с началом японского экономического кризиса 1927 года. В то время, как в стране был объявлен режим жесткой экономии, продажи компании упали наполовину. Но на этом беды не закончились: через 2 года до Японии докатилась и Великая американская депрессия. В результате склады оказались забиты товаром, который не продавался, и компания терпела большие убытки.
Несмотря на бушующий в Японии кризис, благодаря решению Мацуситы, компания уже в январе 1931 года провела очередную отгрузку товаровТогда бизнесмены были уверены, что выход есть только один: уволить сотрудников, которых ждет нищета, а возможно - голодная смерть. И тут Коносуке Мацусита сделал то, что шокировало деловой мир Японии, но вывело компанию из затяжного пике. Он выступил перед работниками с речью: "Мы никого не уволим! Бизнес - не главное! Мы с вами - единое целое! И нам вместе надо прилагать усилия!" Мацусита свято верил в свою ответственность перед обществом и своими работниками. Хотя даже в наше время многим это покажется смешным и наивным.
Мацусита обошелся без сокращений сотрудников и их зарплаты: он сократил производство на 50%, но отменил выходные. В свободное время работники должны сбывать продукцию своими силами. Таким образом было проведено перераспределение ресурсов.
И то, что мешало компании, стало ее спасать: буквально через два месяца излишки товаров на складах иссякли, а компания стала возвращаться к нормальному ритму жизни. И в то время, как конкуренты, сокращавшие персонал, начали закрываться, Matsushita вывел на рынок новый продукт - электронагреватель. А в 1931 году - в самый разгар депрессии - компания начала выпуск радиоприемников.
Помня о таком понятии, как ответственность перед обществом, Коносуке Мацусита в депрессивный 1932 год выкупил патент на создание радиоаппаратуры и бесплатно (!) предоставлял его остальным японским производителям. Это был вклад Мацуситы в развитие электронной промышленности Японии.
Для справки: первое сокращение сотрудников за всю историю Matsushita произошло только в 2000 году. Тогда уволили 13 тыс. из 290 тыс. служащих.