На заре драматического театра в Европе все роли исполняли мужчины, а вот в Японии все было наоборот. В одном из традиционных видов национального театра страны - кабуки - все роли изначально исполнялись женщинами. Однако через некоторое время, пройдя ряд изменений и преобразований, актерами в этом виде искусства все-таки стали мужчины.
Кабуки представляет собой синтез пения, музыки, танца и драмы. Исполнители в кабуки накладывают сложный грим и носят костюмы с большой символической нагрузкой. Основоположницей драматического жанра была служительница святилища Идзумо Тайся - Окуни. В 1602 году были показаны первые спектакли, в которых женщины исполняли женские и мужские роли в комических пьесах с бытовыми сюжетами. Новый жанр быстро стал популярен, Окуни даже приглашали выступать перед Императорским двором.
Изначально кабуки представлял собой довольно грубые и неприличные постановки; многие актрисы вели аморальный образ жизни. После того как женщинам запретили исполнять роли в кабуки, их место заняли молодые актеры, которые от предшественниц не отличались смирением. Им также запретили выступать в театре. Последней попытка реорганизации увенчалась успехом. С 1653 года в труппах театра числились только зрелые мужчины, которые довели до ума драматический жанр и сделали из него национальную гордость Японии.
В современной Японии жанр традиционного театра кабуки остается популярным и любимым миллионами зрителей. Есть ряд отличительных деталей в оформлении и организации сцены, которые делают этот жанр узнаваемым. Сцена в этом театре уходит в зрительный зал в виде помоста («ханамити»), на который актеры выходят в ходе театрального действа. Находясь среди зрителей, актерская игра требует подлинного профессионализма и богатства мимики.
Зачастую большая часть театрального действа переносится на ханамити, что обусловливает полное подчинение зрительного зала актерскому мастерству, и в конечном итоге, способствует единению зрителей и актеров. Многие театры Европы воспользовались этим изобретением кабуки, также начав выносить театральное действие в зрительный зал с помощью специальных помостов.
Вращающаяся сцена (маварибутай)- еще одно из изобретений театра кабуки. На небольших возвышениях по обе стороны от сцены располагаются в специальных ложах музыканты и певцы, которые сопровождают особо значительные эпизоды спектаклей музыкой, дополняя драматичность момента.
Смена декораций не требует перерыва в сценах между действием: «невидимые» люди в черном (куроко) незаметно уносят предметы со сцены, заменяя их новыми.
Профессия актера в Японии - это династическая прерогатива. Есть династии актеров кабуки, которые насчитывают до 17 поколений. Требования, предъявляемые к актеру, очень суровы. Он должен пройти тщательную подготовку по многим видам театрального искусства - хореография, музыка, драматическое искусство.
Выделяют несколько категорий пьес кабуки:
Одаймоно - исторические драмы, основанные на событиях эпохи Хэйан. Место действия, в основном, дворцы Киото, а действующие лица - придворная аристократия.
Дзидаймоно - исторические драмы, основанные на событиях времен Гэмпэй и последующих периодов вплоть до конца 16 века. Героями этих пьес являются самураи и воины.
Оиэмоно - семейные пьесы. Социальные драмы, в основе которых лежат события, происходившие в семьях феодальных князей в эпоху Эдо (1603-1876)
Сэвамоно - бытовые пьесы. Драмы в основе которых лежит жизнь простых людей в эпоху Эдо. Центральной темой являются человеческие чувства.
Стремление японцев к совершенству распространяется на все сферы их жизни. Поэтому игра актера театра кабуки отточена также остро, как меч японского самурая.