Церковные здания по-праву являются историческим и архитектурным наследием россиян.
Печально сознавать, что большевистская власть старалась всеми силами уничтожить святыню, сорвать кресты, вырвать колокола, а то и превратить сооружение в мастерскую или склад.
Храмы на Руси строили основательно, на века. Заказчики храмового строительства искали незаурядных зодчих и художников-монументалистов. Неслучайно церковная архитектура является истинным достижением национального средневекового искусства.
Примечательно, что храмы в сельской местности служили самыми надежными ориентирами для путешествующих.
Христианство Русь получила от Византии. Но византийское архитектурное влияние появлялось не везде. Уцелевшие храмы наиболее ранние относятся к концу 1-го тысячелетия. Их формы отличаются простотой.
На рубеже 1-го и 2-го тысячелетий русское зодчество стало создавать крестовокупольный тип храма. Особенно поражают своей красотой и величием оригинальные интерьерные росписи XI-XII вв. с христианской тематикой.
С конца XV в. при строительстве храмов берутся за основу приёмы владимиро-суздальских и итальянских зодчих.
С рубежа XV-XVI вв. в Москве создают храмы с крещатым сводом, возводятся каменные шатровые храмы.
Особенно внушительно смотрелись 5-ти главые храмы, где сверкала позолотой богатая роспись интерьеров.
Храмы на шабалинской земле
На шабалинской земле храмы были не столь монументальные, но по красоте и величию их было невозможно сравнивать с другими постройками.
Вот она, наша память.Архангельское
Михаила Архангела, церковь
Быстри
Спаса Нерукотворного Образа, церковь
Высокораменское. Церковь Иоанна Богослова.
Год постройки:Между 1879 и 1883.
Колосово. Церковь Спаса Нерукотворного Образа.
Спасская церковь.
Год постройки:не ранее 1906.
Ленинское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Ленинское. Часовня иконы Божией Матери "Умягчение злых сердец".
Николаевское. Никольский женский монастырь. Церковь Николая Чудотворца.
Год постройки:Между 1896 и 1903.
Николаевское. Никольский женский монастырь.
Год основания:1995.
Новотроицкое. Церковь Троицы Живоначальной.
Прокопьевское. Церковь Прокопия Устюжского.
Год постройки:Между 1875 и 1895.
Соловецкое. Церковь Зосимы и Савватия Соловецких.
Год постройки:не позже 1895.
Год утраты:Не установлен.
Чахловка. Церковь Вознесения Господня.
Год постройки:не позже 1874.
Год утраты:Не установлен.
Черновское. Церковь Николая Чудотворца.
Год постройки:Между 1820 и 1833.
Притча о том, кто и как строит дорогу к храму
Пишу заметку и на память пришла удивительная по глубокому содержанию притча.
Когда-то давно один мудрый пилигрим, странствовавший по разным землям, шел мимо чистого поля по направлению к храму. В поле он увидел трех работающих людей. В этой земле пилигрим еще ни с кем не встречался, и ему захотелось поговорить с этими людьми. Пилигрим приблизился к трем работникам и, желая предложить свою помощь, обратился к тому, который выглядел самым уставшим и, как показалось пилигриму, недовольным и даже озлобленным.
«Что Вы тут делаете?» - задал вопрос пилигрим.
Первый работник, весь перепачканный и уставший, с нескрываемой злобой в голосе ответил:
«Что, не видишь, камни ворочаю».
Такой ответ удивил и расстроил пилигрима, и тогда он обратился ко второму работнику с тем же вопросом. Второй работник на мгновение отвлекся от своей работы и безучастно сказал:
«Не видишь разве? Деньги зарабатываю!»
Пилигрим почему-то был неудовлетворен и таким ответом, а ведь он, напомню, был мудрым человеком. Тогда он подошел к третьему работнику, чтобы задать все тот же вопрос. Третий работник остановился, отложил в сторону свой незамысловатый инструмент, отряхнул руки, поклонился страннику и, подняв глаза к небу, тихо сказал:
«Я здесь строю дорогу к храму».