Обнаженный бизнес. Ричард Брэнсон (Business Stripped Bare. Richard Branson)
![](http://pics.livejournal.com/panarin_v/pic/0000ff12/s320x240)
Это третья книга известного британского "серийного предпринимателя"
Ричарда Брэнсона. Предисловие написано российским бизнесменом Олегом Тиньковым. Что ж, звучит заманчиво. Олег предложил свое название для книги - "Препарация бизнеса". Но я с ним не согласен. На мой взгляд "Обнаженный бизнес" это скорее "Препарация бизнеса
Virgin".
В этой книге приведено большое количество принципов, которыми руководствовался и руководствуется Ричард Брэнсон при построении своей "девственной" (Virgin в переводе с английского значит - девственница, девственный) империи. Он выделяет Virgin из всех других компаний, рассказывая насколько уникален именно его бизнес. Для примера можно сказать, что все самолеты Virgin Atlantic имеют собственные названия; за многолетнюю историю не было ни одной авиакатастрофы самолетов этой компании.
Практически на каждой странице присутствуют советы Ричарда: "Не забывайте обращаться и обращать внимание на мелочи"; "Всегда при любых обстоятельствах, необходимо иметь план на экстренный случай"; "Никогда не делай того, из-за чего будешь плохо спать ночью". Трудно не согласиться!
Брэнсон со страниц "Обнаженного бизнеса" то и дело обрушивается с критикой на британских чиновников. Это немного удивляет, так как я привык к тому, что англичане постоянно порицают коррупцию в России, а о своих проблемах предпочитают не говорить. Это звучит правдиво, так как каким бы не был бизнес, не взаимодействовать с государством (государственными чиновниками) он не может. Это интересно.
А вот вторая половина книги показалась откровенно скучной. Главы "Предприниматели и лидерство" и "Социальная ответственность" слишком рекламные. Создается впечатление, что их писал pr-отдел Virgin.
Также удивляют прогнозы относительно космического туризма, которые приводит Ричард. "В 2002 году появился бизнес план, составленный консалтинговым агентством - лидером по космическому туризму Zogby International..." (пока что лидером и монополистом остается российский Роскосмос) "...начиная с 2011 года число космических туристов составит 2'000 человек в год..." (в 2008 году, когда была написана книга, поверить в эти цифры не представляется возможным).
В целом книга показалась достаточно пресной. Наличие опечаток и неточностей в переводе также огорчает (
Пан Ги Мун в книге окрещен Бан Ки-Муном; надеюсь этот недостаток уйдет в следующем издании). Общая оценка - 3.5 из 5. Если вы поклонник этого удивительного предпринимателя, то безусловно новое творение Брэнсона достойно вашего внимания. Оно также будет интересно маркетологам, специалистам по pr и, конечно, менеджерам и владельцам бизнеса.
Лично мне больше понравилась вторая его книга - "К чёрту всё! Берись и делай!". Так что если вы не фанат Брэнсона, но хотите узнать о нем больше, советую прочесть ее. В ней достаточно кратко (но метко!) раскрыты почти что все те же принципы, что и в "Обнаженном бизнесе".