(A few preliminary) notes on Jean-Charles Fitoussi

Feb 17, 2009 15:30

 - Фитусси - представитель Новой Инцестуальной Французской Волны, группы молодых режиссёров-актёров-кинокритиков-преподователей La fémis, снимающихся в фильмах друг друга и снимающие друг друга в своих фильмах. Амальрик, Серж Бозон, Аксель Ропер, Пьер Леон [*] [ *], Эмманюэль Бурдьё [ *] [ *] и пр. : "зрители театра Но" в фильме Эжена Грина Le Pont des Arts. "Да, мы далеко продвинулись в изучении этого тревеллинга": [*]
- бессменный ассистент Штраубов с 1997 г. (начиная с Von heute auf morgen)
- Фитусси-фетишист:
a) один из последних фетишистов классического формата 1.37:1 (Academy aspect ratio) - вместе с Годаром, Штраубом, Коштой и пр.
необходимого ему не только для того, чтобы видеть небо над головой персонажей:


 

но и землю под их ногами:



здесь и далее - за редким исключением - кадры из первого полнометражного фильма Фитусси Les Jours où je n'existe pas (Дни, когда меня не существует, 2003)

в Роттердаме, перед показом своего нового фильма Je ne suis pas morte (Я не умерла, 2008; прошу не путать со Все умрут, а я останусь), Фитусси потратил 5 минут, чтобы лично помочь проекционисту правильно подогнать размеры экрана и откалибрировать/ сфокусировать изображение. На фестивале в Буэнос-Айресе показ чуть не сорвался из-за отсутствия нужного, уже античного, технического оснащения.

b) фетишист сумерек, смеркания, сгущающейся синевы, меркнущего естественного освещения и гаснущего искусственного:

 


 


 


 


 


 


 


 


 

этим он близок к Хандке и Серра, но там, где Хандке и Фитусси терпеливы, Серра испытывает терпение. Je ne suis pas morte заканчивается очень долгим крупным планом женского лица на фоне темнеющего в реальном времени вечернего неба, превращающегося в ночное.

c) фетишист проигрывателей, процесса слушания виниловых граммпластинок - вместе с Эсташем и Грином.


 

ср. с кадром из Je ne suis pas morte - новые персонажи слушают всё тот же проигрыватель, даже, возможно, ту же пластинку (Баха).



d) фетишист le fantastique.
Главный герой Les Jours où je n'existe pas (экранизации рассказа Марселя Эме "Le temps mort"), Антуан , живёт только через день, исчезая каждую полночь и появляясь в том же месте ровно через 24 часа. Подобные парадоксы со временем обычно предрасполагают режиссёров к комедийному подходу (Groundhog Day) или к злоупотреблению компьютерной графикой (Benjamin Button). Фитусси снял экзистенциальный сай-фай-без-спецэффектов (см., например, Sticky Fingers of Time, Je t'aime je t'aime).

Героиня одной из множества переплетающихся историй в Je ne suis pas morte, Аликс, была создана из трупов других девушек лауреатом Нобелевской премии профессором Штейном (современнaя версия Франкенштейна?), родилась в возрасте 27 лет и может всё, но не способна любить. В поисках любви и в попытках понять, что такое любовь, она и проводит 3 часа и 10 минут лучшего фильма, увиденного мною в минувшем месяце.



turntables, la nuit américaine, le fantastique, new french incestuous wave, 1.37, cinema, notes on

Previous post Next post
Up