В далёкую пору, когда земля еще была квадратная, как двери, а я учился в Универе, немного рукодельничал на тему моделей парусников прошлого. В связи с надвигающимися продолжительными праздниками, почему-то настальгически захотелось вспомнить свои былые навыки и изваять что-нибудь эдакое, чтобы и самому чему-то научиться, да и людям показать не стыдно было бы. Покопавшись в сети, нашел неимоверное количество чертежей всяких парусников, от древнегреческих трирем, до современноо "Крузенштерна". Вообще-то моя давняя мечта была изготовить модель легендарного брига "Меркурий". Однако к такому делу надо подходить основательно. Посему было принято решение потренироваться на чем-либо попроще, где не стыдно будет допускать всякие огрехи и помарки. После перебора всевозможных вариантов выбор мой остановился на каравелле Санта Клара, которая в экспедиции Христофора Колумба была известна также под именем Нинья.
Вобщем, идея есть, инструмент и материал не проблема. При наличии желания и свободного времени все это начинает постепенно материализовываться в нашем бренном мире:
Шпангоуты обычно наклеивают на фанеру и потом вырезают. Я решил немного схалтурить и вместо фанеры взял простые дощечки из липы. Во-первых, они мягкие и очень хорошо обрабатываются режущим инструментов, а, во-вторых, спешить с работой не собираюсь. Когда неспеша работаешь с каждой деталью, то вероятность брака или дефекта заметно меньше. С мягким материалом прикладываешь меньше усилий. Ну а если инструмент хороший (а у меня он действительно довольно хороший - набор очень острых ножей для резки разных материалов, плюс бормашинка с сотней всяких сменных насадок, свёрл и фрез), то на выходе должно получиться вполне приемлемое изделие.
Каркас собран и детали подгоняются друг к другу. Сразу видно, что идея "схалтурить" на экономии фанеры была не очень правильной. Дело не в том, что конструкция получилась не очень прочной - для масштаба 1:100 это не так критично - а что пазы в прорезались индивидуально в каждом шпангоуте, в результате не удалось получить идеальную симетричность, и появились перекосы в конструкции, которые надо устранять. В следующий раз попробую вырезать все шпангоуты, наложить их друг на друга и только потом делать пропил. Фанеру уже присмотрел. Пока продолжаю набивать шишки. В своём первом опыте двадцатипятилетней давности корпус корабля вырезал целиком из куска черемухи. А тут, вишь, решил сделать наборным.
Обшивку корпуса решил начать с кормы. Приклеил верхнюю палубу и нарезал из миллиметрового шпона "досок" для палубы и транца. Ширина плашек - 3мм, что в реале соответствует 30см ширине доски. Многовато, попадалась информация, что в кораблестроительстве использовали доски 20-28см, ну тут не сильно далеко отступил. Однако на будущее хорошо бы вместо ножа и линейки для такой работы завести мироциркулярку, а также до кучи миниатюрный токарный станок. К сожалению, нет у меня сейчас пока своей мастерской, где бы все это можно поставить, поэтому обхожусь своей мускульной силой.
По мере продвижения работ буду продолжать выкладывать короткие фотоотчёты, но не часто. Помимо этого занятия есть много других дел, да и не люблю спешить в таких делах. Так что не чаще чем в раз в неделю может быть очередное продолжение. Кстати, между первым и последним фото почти две недели разницы - можете сами оценить темпы, с которыми всё это продвигается.