"Mayflower", часть 13.

Oct 12, 2015 19:22

Очередной этап моделестроительства характерен тем, что именно на нём тестируется устойчивость человеческой психики. Изотовление палубного оборудоваания изобилует многочисленными мелкими деталями, изготовление которых отнимает массу времени, а видимый результат зачастую хоть и меньше таракана, но, к счастью, иногда больше блохи. Причем из-за мелкого масштаба многое приходится упрощать. Наверное, поэтому у профессиональных моделистов масштаб 1:100 не пользуется популярностью, предпочитают работать в 1:50. Хотя по правилам соревнований по судомоделизму минимальным стандартом является 1:12500. Но такой масштаб требует уже использования спецоборудования, а годится он разве чтобы собрать модель Титаника во флаконе от духов. Да и не для парусников такой масштаб, вся красота которых должна быть видна без использованиия мелкоскопа.


В первую очередь у меня запланировано изготовление мелочёвки, которая крепится в наиболее труднодоступных местах, а именно, по внутренней стороне бортов. Когда на палубе будут установлены всякие шлюпки-шпили-помпы-трапы, доступ к бортам изнутри будет ограничен. Начал работы с изготовления малых крюйсовых, или, по-простому, уток.



Надо отметить, что конструкция их для меня показалась слишком сложной, чтобы точно воспроизвести их в масштабе 1:100, поэтому решил пойти на упрощения. Понадеялся на то, что в конечном итоге на них будут болтаться бухты всяких фалов и гитовых, поэтому сильно не разглядишь, где я схалтурил, чтобы окончательно не разочароваться в своих древорезных способностях. Заготовки для уток делал пакетами по 4 штуки, потому что крюйсовые стоят симметричными парами по разным бортам, и каждый состоит из двух штук.



Первую пробную пару решил установить в том месте. где они вообще вряд ли будут видны, а менно, под верхней палубой квартердека. Вот несколько раз пытался сделать приемлемую фотографию этого места и никак не получалось - камера не брала нормальный фокус что со вспышкой, что без вспышки:



Приклеивал утки таким образом. На внутренней стороне борта у меня не были сделаны тимберсы, что, в конечном итоге, значительно облегчило сборку и установку крюйсовых. Собирал их вместе с тимберсами, потом укладывал на палубу и промазывал клеем.



После этого осторожно пинцетом и зубочистками задвигал эту конструкцию на нужное место, поворачивал корблик на бок и - оп-ля! - всё вставало на свои места таким образом, что верхние топтимберсы были как бы продолжением тех, что под палубой. Последовательность этих работ у меня была запланирована довольно давно, поэтому я оставил открытым квадратное отверстие в верхней палубе, чтобы не затруднять себе доступ в это место. Хотя рустерная решётка туда давно у меня уже сделана и от нетерпения подпрыгивает в коробочке - так уж ей хочется поскорее сесть на своё штатное место.



После этого запустил опять свой конвейер на мускульной тяге и нарезал деталей для оставшихся четырёх пар крюйсовых. В качестве материала использовал черешню. Пробовал делать это из клёна. Материал, не скрою, понравился больше, но вот только цвет у него был слишком светлый - не очень хорошо смотрелось на внутренней стороне бортов, сделанных их махогани (разновидность красного дерева).



Следующий этап - изготовление кофельнагельных планок и самих нагелей. Тут мне пришлось поэкспериментировать. Опять же встал вопрос, из каких материалов все это делать. По идее, цвет нагелей должен быть такой же, как и у планок. Поэтому материал должен быть хорош и в токарной обработке, и не давать сколов и лохматости при резке ножом, и хорошо обрабатываться наждачкой. Сперва решил попробовать твёрдый бросимум (он же Bloodwood (англ., лат.)), но результаты меня разочаровали. Мелкая текстура после точения в патроне микродрели (которую использовал за неимением микро токарного станка) дала такую пёструю гамму на поверхности детали, что пятнистый леопард полинял бы от зависти. Кроме того, при внимательном осмотре на детале были заметны мелкие сколы, которые получались из-за неоднородной твердости заготовки. Вобщем, это эксперимент был неудачным.



Пришлось вернуться к черешне. Нарубил из неё баклушек и начал точить нагели. Для контроля толщины в первой подвернувшейся под руку пашке просверлил несколько отверстий нужного диаметра.



И вот первая кофель-нагельная планка готова. На заднем плане видно несколько заготовок, которые ушли в брак из-за сколов, ошибок и прочего. В одной даже успех просверлить отверстия, но, за неимением сверлильного станка, не подумал соблюсти прямой угол положения сверла ручной микродрели к заготовке. В результате получилось вкривь и вкось.



Приладил на место. Опять возникли проблемы с автофокусом фотоаппарата, который упорно пытался навести резкость на что угодно, но только не на то, что мне надо. Это внутренняя сторона борта на верхней палубе квартерека аккурат перед баком. С лева на фото индеец Острый Глаз может заметить установленный крюйсов, конструкция которого отличается от чертежей, о чем я уже предупреждал заранее.



По осмыслению этих результатов нарисовал себе проблему с выставкой вертикального положения сверла. Сперва попробовал держать инструмент как руке ниболее удобно, а потом по результатам сделал поправку и засверлил еще одну точно такую же плашку. Посмотрев с обратной стороны, увидел, что результат заметен даже невооруженным глазом.



Вопрос встал теперь только в отношении точной разметки высверливаемых отверстий в услових отсутствия станков с ЧПУ. Решил сильно не заморачиваться с шаблонами а просто в своём "зветном сундучке" раскопал подходящую железяку, которую использовал как ограничитель поперечного смещения сверла.



Потом, когда уже писал отчет, то догадался, что можно бы ещё и сделать мелкие углубления на торце железяки, чтобы шаг между нагелями тоже был выдержан, но это уже на следующей модели. Пока качество, которое получается, меня вполне удовлетворяет.



Когда понятно как делать, наступает период массовго производства. Нарезаются баклуши, обтачиваются в микродрели, потом ненужная часть отрезается, а нагели идут в дело.



Наконец-то установлены кофельнагельные планки и на баке. Выглядят немного грубовато, но надеюсь, что всё это закроется парусами и такелажем, так что будет вполне смотрибельно.



Сейчас сделаю небольшую паузу в работе. Надо распланировать оставшуюся палубную мелочевку, потом покрывать модель маслом и можно переходить к установке рангоута.
Previous post Next post
Up