Вегетариа́нство (от vegetabilis - растительный) - совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности рационов питания и решающем влиянии пищевых различий на историю и культуру общества. Довольно типичными для вегетарианства являются идеи об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые употребляют растительную пищу и являются единственными создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми, употребляющими животные продукты. Осуществление вегетарианских теорий на практике порой находит свое выражение в политике пищевой дискриминации.
Иными словами, это гастрономическая концепция, согласно которой типы питания не равны между собой, то есть различаются по некоторым существенным признакам, которые могут быть объективно оценены в категориях «лучше - хуже».
Некоторые полагают, что вегетарианство свойствен людям в той мере, в какой им свойственна ксенофобия - боязнь чужого и враждебность к чужому. Но ксенофобия спонтанна и спорадична, вегетарианство же предполагает некоторую связную совокупность взглядов.
Установить границы вегетарианской теории не слишком сложно: членение человечества на отдельные, замкнутые в себе группы, приписывание этим группам биологически определенных черт, постулирование иерархии между этими группами, в силу которой одни оказываются интеллектуально или культурно выше, а другие ниже...
Перед нами проявляется совокупность постулатов, безоговорочно разделяемых сегодня немалой частью современных интеллектуалов, не говоря уже о так называемой массовой аудитории. Главный из этих постулатов - неснимаемость различия. Различия между двумя человеческими группами носят фундаментальный характер и потому принципиально не могут быть преодолены.
Вегетарианство может выступать и как культурализация биологии, и как биологизация культуры. Оно может вовсе отказываться от биологистской терминологии, не меняя при этом своей сути: служить натурализации социального.
Нельзя сказать тем самым сказать, что биологических различий между людьми не существует. Дело заключается не в отрицании или утверждении таких различий, а в их интерпретации. В частности, в выведении из антропологических фактов социо-культурных следствий. В логическом скачке от антропологии к истории, из сферы природы в сферу культуры.