250 лет героической Ялтинского сражения по отражению турецкого десанта могли бы отметить в Крыму 19 июля сего года. Только ялтинские жители могут мне сказать - а праздновали ли они этим летом сию круглую дату. Но не будем отвлекаться от истории.
После занятия полуострова в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 годов (да, и эту дату - 250 лет победы над турками Россия могла бы попышнее отметить, чтобы всем заметно было. прим. TBD) в Ялте, как и в некоторых других местечках Южнобережья, были размещены гарнизоны русских войск. Ялтинский отряд составляли две роты Брянского полка под началом георгиевского кавалера маиора Самойло Салтанова - чуть более 200 человек при двух орудиях. Руины средневековых стен Ялтинской крепости были приспособлены для обороны и усилены полевыми земляными укреплениями. Возле храма были установлены обе пушки. В самой церкви, видимо, устроили пороховой склад.
В июле 1774 года война близилась к завершению, уже велись мирные переговоры, тем не менее вероломные османы высадили на Южном берегу полуострова сильный десант. Сначала удару подверглась Алушта. Малочисленный русский гарнизон не смог остановить непрителя и после жестокого боя отступил. Действия турок сопровождались жестокой резнёй местных христиан.Очередь Ялты наступила спустя два дня, 19 июля. С рассветом турецкая эскадра подошла со стороны Гурзуфа и начала высадку десанта на берег Ялтинского залива. Ружейный и артиллерийский огонь брянцев причинил неприятелю ущерб, но остановить высадку не мог. Основные силы неприятеля высадились западнее, при устье Учан-Су, вне досягаемости выстрелов. Позднейшая реляция характеризует дальнейшие события: "Ялта со всех сторон сошедшими с флота турками окружена и штурмована была". Маиор С.Салтанов собрал свои немногочисленные силы в укреплении и организовал упорную оборону. Картечь и организованный ружейный огонь не позволяли туркам приблизиться к стенам, наглядно демонстрируя азиатам превосходство европейской военной выучки. Тем не менее положение осаждённых было критическим, неприятель имел подавляющее численное превосходство, пути к отходу отсутствовали, надежды на своевременную помощь не оправдались (никто из восьми посыльных о своих не добрался. Надо думать, запытали их турки до смерти по своему обыкновению. прим. TBD), раныным оказался и сам маиор С.Салтыков.
Единственным выходом была попытка прорыва. После полудня, заклепав оба орудия и построившись в каре, русские предприняли энергичную штыковую атаку и, разбросав неприятеля, прорвались через предполье своего укрепления. Дороги как таковой, не было, а держать строй среди мелколесья на скалистых склонах невозможно. Многочисленность врагов стала решающей. Схватка продолжалась до наступления темноты. Вместе со своим командиром полегло 205 русских воинов. Два офицера и 155 нижних чинов прорвались в горы и вернулись в полк. В плен никто не сдался.
Заключительный акт драмы разыгрался у храма Святого Иоанна. Что точно произошло внутри древних стен, уже, наверное, не установить. В начале XIX века очевидцы свидетельствовали, что здесь укрылась какая-то часть русских и местных жителей-хистиан. Может быть, здесь, под защитой основательных стен, надеясь на прибытие помощи, остались раненые, не способные участвовать в прорыве, возможно, вернулось какое-то количество отставших во время атаки, а вместе с ними сколько-то ялтинских христиан надеялись спастись здесь от жестокости победителей. Во всяком случае, турки взорвали храм пороховой миной и перебили всех. По преданию, спаслась лишь жена настоятеля храма. Местная традиция сохраняла и имена здешних жителей, живейшим образом содействовавших зверству османов, - некоей Ходжавы, вдовы последнего султанского управителя здешних мест, и её сына, известного под милым прозвищем Дели-Балта ("бешеный топор").
Дальнейшие события более известны. Выступивший из Симферополя сильный отряд русских войск под командованием генерал-маиора В.П.Мусина-Пушкина в неравном, но решительном бою при деревне Шумы (ныне село Верхняя Кутузовка) разбил османов. (Вот, кстати,
250-летие Шумского сражения в Крыму отметили. В "Орловке" правда только. Спасибо детским библиотекарям Крыма за моё счастливое детство передаю я... прим. TBD). Для истории русского оружия этот не особенно значительный бой памятен ещё и тем, что здесь будущий победитель Бонапарта, а тогда подполковник, Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов получил тяжелое ранение в голову (как мы помним, Кутузов получал пулю в голову дважды - именно при Шуме 27-летний Кутузов получил первое ранение, пуля попала между левым глазом и виском, прошла позади лобной пластины черепа и, сильно повредив правый глаз, вылетела наружу. Несмотря на тяжесть ранения, Кутузов не только выжил, но и не потерял зрения, хотя глаз оказался заметно скошен. Через 14 лет в ходе новой русско-турецкой войны Кутузов был вторично ранен в голову. На этот раз во время сражения за крепость Очаков, обеспечивавшей контроль над Днепровским лиманом. Дальше историки расходятся в том, какое именно это было ранение. По одной из версий пуля прошла почти по тому же пути, что и в первый раз. И Кутузов снова выжил, что вызвало суеверный ужас у его недоброжелателей и научный резонанс среди светил европейской медицины. На этот раз увечье заметно скосило его правый глаз, что сильно портило внешность полководца. Поэтому все последующие портреты Михаила Кутузова написаны вполоборота слева. Однако нет свидетельств о том, что полководец был слеп на правый глаз. Так же как нет ни одного письменного упоминания современников о повязке, закрывающей его глаз. На всех прижизненных портретах фельдмаршал изображен без нее. Так что "пиратскую" повязку как часть образа Кутузова выдумали уже в XX веке кинематографисты, ибо изобразить с помощью грима искалеченный глаз труднее, чем просто прикрыть его повязкой.. прим. TBD). Остатки турок, потеряв своего предводителя Тузчи-оглы Смаила-агу и опасаясь окружения, отступили обратно на Южный берег и вскоре, погрузившись на суда, отбыли от берегов Крыма.
Насколько известно, подвиг Салтанова и его двух рот брянцев никак на земле Крыма не отмечен никаким памятным знаком (рад буду ошибиться). Остатки же крепостных стен и руины Святоиоанновского храма были почти стёрты строительством ялтинского порта ещё во времена правления графа М.С.Воронцова, когда камень из остатов построек употребили на строительство мола. Сейчас территория укрепления застроена. Но улицу имени Брянского полка или Салтанова могли бы, наверное, у себя завести... Чего ялтинцам горячо и желаю.
(по материалам "Крепости и замки Южного берега Крыма" А.В.Иванова. прим. TBD)