На корабле - к полярному кругу. Неделю на борту по Сибири

Aug 20, 2019 15:25

Удалось совершить очень интересное речное путешествие - недельное плавание по рекам Иртыш и Обь из Омска в Салехард. Корабль за неделю проходит почти 3 тысячи километров - и наблюдать за непрерывно меняющейся береговой линией, проплывающими мимо встречными судами, деревнями и городками на берегах можно круглосуточно - судно идет практически без остановок, день и ночь.






Как ни странно, в Омске корабль отходит не от помпезного речного вокзала в центре, а от небольшой пристани на самой окраине, до которой нужно час добираться двумя маршрутками с пересадкой. В этом месте такая глушь, что нет даже магазина, поэтому всю еду на борт стоит закупать заранее.

Под торжественную музыку "Прощание славянки" отходим от дебаркадера:






Начинаю с бортика корабля наблюдать на берегами:



Корабль оформлен в советском стиле, здесь имеются такие ретро-таблички:



Вид с кормы:






Бочки для мусора на задней палубе:



Наш теплоход называется "Родина":



На пассажирской палубе имеются лавочки и столики, очень приятно выйти попить чаю "на природу" - подышать свежим речным воздухом, вглядываясь попутно в проплывающую мимо тайгу:









Двери на корабле в теплом старом стиле - дерево и металл:






На носу корабля:






Часто на воде видны лодки рыбаков:



Ветер на борту очень сильный, холодный, из-за этого приходится надевать шапку:



Первые дни пути по Иртышу более интересные, чем последние два по Оби. Иртыш - река узкая, и можно рассматривать с корабля в деталях оба берега, включая мельчайшие детали - отдыхающих в палатках на берегу, кусты, птиц, строения и т.д. На широкой Оби виды берегов гораздо хуже. Поэтому круиз нужно начинать с Омска, а не подсаживаться по пути.










Теплоход "Родина" (ранее "Сергеев-Ценский") - немецкого производства, был изготовлен в 1956 году специально для СССР. Немецкое качество - очень высокое, уже 63 года корабль служит верой и правдой корабелам Сибири:



Надо отдать должное и команде - судно содержат в образцовом порядке, палубу, каюты, гальюны, машинное отделение чистят и драют с усердием ежедневно, из-за чего всё находится в идеальной чистоте. Все металлические детали оформления натирают до зеркального блеска.

Закат на Иртыше:



На судне имеется кают-компания, где все дни плавания с утра до вечера проходили лекции по путешествиям, организованные Академией Вольных Путешествий, которая и стала инициатором этого теплоходного тура:



Около 50 участников экспедиции составляли в первые дни половину всех пассажиров теплохода (их было около ста), и лишь в последние дни, когда заполненность корабля стала стопроцентной, наши стали составлять пятую часть всех пассажиров.

Кают-компания всегда была полна:



А вокруг - тайга:









Стоять на борту - очень холодно, нужно специально одеваться, чтобы там находиться более 10 минут. Во внутренних помещениях тепло, ходишь в футболке, а снаружи - холод, надо одеваться.







Периодически виды берегов становятся просто великолепными:






На судне имеется работающая радиорубка, она же по совместительству библиотека:



Внутри всё тоже в стиле 50-х годов:






Вот эти пачки книг на холодильнике - и вся библиотека, ей, видимо, особо никто не пользуется сейчас:









Когда у берегов появляются домики, можно пользоваться мобильным телефоном и интернетом, а большую часть пути от средств связи отдыхаешь, наслаждаясь природой и интерьерами судна.













Питаться на корабле можно самостоятельно - тут есть титан с кипятком наподобие вагонного, также имеется кафе, работающее три раза в день по три-четыре часа - на завтрак, обед и ужин. Вот его интерьеры:






Полный обед в кафе (салат, суп, второе с гарниром, хлеб) будет стоить 500-600 рублей, завтрак и ужин можно уложить в 200-300 рублей.







Вот так выглядят каюты первого класса - рассчитанные на двух человек:



Две кровати диванного типа, шкафчики, рукомойник.




Туалеты и душ (последний платный - 120 руб.) - только общие в коридоре.

Виды берегов разнообразны и всё время меняются:






Баржа с топливом проплывает мимо:






А вот пустая баржа:






Рыбаков на берегах летом очень много, на всем протяжении плавания:



Палаточный лагерь (видимо, рыбаков):



Еще один:



Опять рыбаки:



Многие жители Сибири никогда в жизни не бывали за границей, да и на российские теплые моря выезжают раз в пять лет, поэтому они предпочитают отдых на холодных, заполненных комарами и мошкой берегах местных рек.

По иронии судьбы в ледяных, непредназначеных для купания реках Сибири - масса красивых песчаных пляжей, они встречаются тут десятками. Пляжей много, а людей на них нет:



На сибирских реках сохранилось много скоростных судов типа "Метеора", также, как и наша "Родина", изготовленных во времена СССР:



За последние 30 лет в России практически ничего из пассажирских судов не построили (строили в основном демократию, которую руками не пощупать), и речные судоходства вынуждены выжимать до конца советский ресурс.




На реке часто встречаются протоки, на которых - просто рай для дикого туризма (если забыть про холод и насекомых):



Проплываем Ханты-Мансийск - столицу региона РФ:






А вот и культовое место - слияние рек Иртыша и Оби, здесь установлена плавучая часовня:



При прохождении места слияния все пассажиры вываливают на палубы с фотоаппаратами (о прохождении его заранее оповещают по громкой связи), судно дает протяжный гудок.

В Ханты-Мансийске на одну остановку на судно садится коренной житель севера - хант, являющийся шаманом. Он исполняет шаманские песни на палубе:






И лечит прикосновением зубную боль:



"Шаманит" с гаечным ключом:



Приобье - последний населенный пункт, куда можно доехать по авто- и железной дороге, дальше только дикие места, куда доступ по воде и воздуху.

В этом Приобье - грязь, нищета, ржавый металлолом:



"Шикарные" кафе:






Одна из центральных улиц Приобья:



Портовые краны и грузящиеся паромы:






Ад для экологов - на северах не утилизируют старые суда, всё просто ржавеет на берегах десятилетиями:



Везут экскаваторы:



Еще подсели ханты:





Навигационные знаки на берегу:



А вот так выглядят каюты третьего класса, находящиеся в трюме, тут двухэтажные полки по типу плацкартов и окошко-иллюминатор:



Люди здесь едут в количестве несколько десятков в одном помещении, это аналог общего вагона.













Рядом - кричащие дети, алкоголики с водкой и пивом, всё это в хаосе. По моему мнению, в третьем классе лучше не ехать - некомфортно.







Машинное отделение - как уже писал, и оно в идеальной чистоте:



На реках часто встречаются необитаемые острова, Обь и Иртыш ждут своих робинзонов:






Берега разглядываю через бинокль:









В честь плавания на теплоходе пассажирами был изготовлен вафельный тортик "Родина":






Стоит также упомянуть, что недельное плавание на корабле в достаточно комфортабельной каюте второго класса (на 4, 6 или 8 чел.) стоит 2500 рублей, это 1000 гривен или 40 долларов (в трюме - 2000 руб., в каюте первого класса - 7 тыс.). Это один из самых дешевых кораблей мира. Учитывая дальность плавания и весьма приличные условия на борту, замечу, что плавание это можно рассматривать как и вовсе БЕСПЛАТНОЕ, ибо эта сумма - 40 дол. - настолько мала, что попросту смехотворна. Достаточно сравнить с ценником на круизные теплоходы.

Еще я думал, что на борту будет скучно, и скачал в телефон немало текстов для чтения. Все из них я даже не открыл, настолько много было интересных дел на корабле, от лекций до осмотра внутренностей корабля, бесед с часто плавающими здесь людьми и наблюдением за берегами. Образовалась обратная проблема - не было времени для сна, и к концу плавания начал сказываться хронический недосып.

На седьмой день плавания на горизонте показался красавец Салехард - конечная точка путешествия. Одна из лучших недель в жизни подошла к концу.




Как оказалось, длительные плавания по рекам - это очень увлекательно, интересно, комфортно, и эту практику, думается мне, обязательно нужно продолжить! Очень интересно, когда в путешествиях, о которых, казалось бы, уже знаешь всё, открываются новые воодушевляющие страницы.

по воде, Сибирь-2019, транспорт, Россия

Previous post Next post
Up