Это трехнедельное путешествие по Италии получилось практически полностью железнодорожным, поэтому наездил на поездах очень много.
Заранее знал, что Италия - одна из худших в мире стран по автостопу, плюс поехал в самый разгар зимы, когда темно и холодно, поэтому даже и пробовать не хотелось там автостоп. При этом, на короткую дистанцию получилось таки проехаться стопом в Швейцарии и... Сан-Марино. Таки да - сан-маринский автостоп существует!
Автобусы междугородние не люблю, поэтому в них и не садился практически, за исключением попадания в то же самое Сан-Марино из Римини, где нет ж/д.
Так что вышло всё на поездах. Сначала проехал на поезде из Тревизо (где находится один из венецианских аэропортов) в Венецию - это стоило 3,45 евро, потом из Венеции в Падую - 3,55 евро, из Падуи в Верону - 7,45 евро, из Вероны в Бергамо - 10,15 евро и так далее. Можете посмотреть карту, чтобы увидеть, что все эти города рядом друг с другом, недалеко, так что цены за проезд в Италии нешуточные.
Потом катался в окрестностях Милана несколько раз, затем из Милана на юг - в Римини, на Адриатическое море. Далее в Равенну, потом в Болонью, дальше во Флоренцию, и в конце оттуда - в Рим. Накатался по полной программе - общая сумма за ж/д удовольствия вышла в 113,85 евро, это за трехнедельное путешествие по Италии. Один раз прокатился на электричке зайцем (билетный автомат на станции был поломан) - сэкономил 4 евро. Контролеры иногда попадаются.
Самый распространенный тип поездов в Италии - это региональные поезда Regio, по сути - типа наших электричек, но только более высокого качества, как «Ласточки» в России. На фото к посту - разные виды таких поездов, в которых я ездил. Там всегда хорошо натоплено, что очень важно зимой, потому что на вокзалах и в квартирах часто холодно, не говоря уже об улице. Там чисто, сиденья мягкие, есть биотуалеты, ярко освещен вечером салон и можно читать в нем.
Такие поезда бывают одноэтажные и двухэтажные, стоят одинаково, и обозначаются тоже, так что не знаешь, какой точно поезд придет. На все Regio билет покупается по направлению, а не на конкретное место, поэтому в электричке может ехать сколько угодно народу. В обычные дни там пусто - и потому очень комфортно, можно занять сразу 4 кресла, полулежать, еду разложить, ноги куда хочешь закинуть. Но перед Новым Годом два раза попадал на переполненные поезда - и это очень дискомфортно (видно по фото моим). Люди едут с огромными чемоданами - а часто места для них нет, в двухэтажных электричках некоторых нет места для большого багажа, поэтому его ставят в проход, и вещи блокируют проход. А куча людей едет в тамбуре вообще стоя час или два - и это за очень большие деньги, итальянская ж/д недешева!
Билеты на Regio можно купить в кассе, в интернете или в автомате на вокзале - и во всех трех местах цена одинаковая, это очень удобно, не везде в Европах так. Я протестировал покупку всеми тремя способами. Билет после покупки и перед посадкой нужно еще прокомпостировать, иначе могут оштрафовать. Просто купить мало, надо это знать!
Билет действителен не целый календарный день, как у нас, а только 4 часа с момента компостирования, поэтому выйти и погулять в промежуточном пункте не всегда удобно, придется брать новый билет, если гулять долго.
На длинные расстояния ходят поезда Intercity, они такие же по комфорту, но только билет на них с местом, и надо брать его заранее - он дорожает, как авиабилет, поэтому недели за 2-3 лучше брать. Если взять его заранее, цена получится на длинной дистанции такой же, как двумя или тремя региональными ехать с пересадкой, но только доедешь быстрее, и без пересадок, и за ту же самую цену. Один раз протестировал этот Интерсити тоже.
И самые крутые поезда - это высокоскоростные, едут со скоростью 250-300 км/ч. Вот это вообще крутой транспорт. Один раз прокатился и на нем. Напишу про них еще потом подробнее. Они, конечно, подороже.
Вообще, если деньги позволяют и можно выделить сотню евро под это дело, то стоит покататься по Италии поездами. Мне очень понравилось, одно из лучших воспоминаний о стране. Выезжаешь из центра, приезжаешь обычно тоже в центр. Быстро в сравнении с автостопом - ведь не надо выбираться на трассу пешком. Особенно для зимы удобно - темнеет в 5 вечера, а на поезде едешь себе и не паришься.
Но, понятно, в ходе поездки можно спустить и 200, и 300 евро на поезда по стране, и даже больше. Чтобы ездить много, но все-таки экономно, нужно:
а) проложить маршрут поездки так, чтобы не шарахаться туда-сюда, наматывая километры и потраченные евро, а плавно двигаться из города в город по логической линии
б) на поезда Интерсити и скоростные купить билеты заранее, чтобы не переплатить (в день отъезда если брать, они золотые будут).
В общем, итальянская ж/д понравилась. Поезда я люблю!