Критерии качества перемещения автостопом по разным странам
Качество автостопа по разным странам замеряем по 6 критериям. Каждая страна по каждому из критериев получает от нуля до 5 баллов. Чем больше баллов набирает страна - тем автостоп там лучше.
Для базы сравнения берется двадцатка стран, лично изученных в автостопном смысле более-менее, то есть по которым ездить приходилось не 1-2 дня, а поболе.
Россия в автостопном смысле делится на две группы: улучшенная зона - это Подмосковье в широком смысле (территория от МКАД на 150-200 км во все стороны от Москвы, здесь автостоп один из самых лучших на земном шаре), и вся остальная Россия (автостоп значительно хуже по сравнению с зоной 1).
Литву, Латвию и Эстонию в автостопном смысле можно объединить в одну зону «Прибалтика», особых различий между этими микро-странами нет. Также в одну зону «Средняя Азия» можно объединить Таджикистан, Киргизию и Узбекистан.
1. Время на ожидание автомобиля
Очень важный критерий, поэтому диапазон баллов в нем от нуля до 5. Время ожидания - для магистральной трассы с приличным количеством машин.
0 баллов - очень долго надо ждать (более 2 часов почти всегда)
1 балл - часто подвисаешь надолго
2 балла - в большинстве случаев ждешь не слишком долго (30-60 минут)
4 балла - уезжаешь весьма быстро на хорошей позиции
5 баллов - уезжаешь быстро на самой плохой позиции - и в темноте, и под дождем, и на запрещенном для голосования месте
Наибольшее число баллов 5 - получает Подмосковье и Турция. Это лучшие в мире регионы по времени ожидания машины
4 балла - Польша, Германия, Беларусь, Румыния, Прибалтика
2 балла - Россия (кроме Подмосковья), Казахстан, Средняя Азия, Болгария, Норвегия, Финляндия, Мексика
1 балл - Украина, Молдавия, Сербия, Словакия, Швеция.
0 баллов - под подозрением Балканские страны, но не ждал так долго, уезжал автобусами. По слухам (лично не проверено) очень долго надо ждать в Испании, Италии, США - это худшие в мире страны по этому критерию
2. Куда довозит водитель
Также важный критерий.
0 баллов - строго по своему маршруту в большинстве случаев (в 9 случаях из 10 или еще реже)
3 балла - часто довозит туда, куда вам надо (на выезд из города на трассу, по нужному вам адресу)
3 балла получают Швеция, Норвегия, Финляндия, Словакия, Польша, Турция, Германия, 0 баллов - все остальные рассматриваемые страны
3. Качество дорожного покрытия в стране по магистральным трассам
0 баллов - разбитая дорога без твердого покрытия, с камнями и лужами, по которой машины еле ползут
1 балл - скорость перемещения на большинстве участков нормальная, но встречаются отдельные куски, по которым надо ползти еле-еле
2 балла - хорошего качества асфальтовая или бетонная дорога с большим количеством населенных пунктов и/или с массой перевалов, поворотов, серпантинов
3 балла - хорошая двухполосная дорога почти без населенных пунктов или скоростная 4-6-полосная дорога
3 балла получают Подмосковье, Германия, Польша, Швеция, Финляндия, Турция, Прибалтика, Сербия, Беларусь, Казахстан, Мексика
2 балла - Россия, Румыния, Болгария, Норвегия, Украина, Словакия
1 балл - Молдавия, Средняя Азия
4. Возможность голосования на магистральных трассах
0 баллов - автострады в западном понимании, где запрещено стоять на обочине и ходить по трассе, голосовать непосредственно на трассе, на перекрестках (сильно затрудняет возможности стопа)
2 балла - автострады есть, но покрывают не очень большую часть страны
4 балла - автострад нет, голосовать можно везде
5 баллов - автострады есть, но на них можно эффективно голосовать, хоть это и против правил
5 баллов получает Подмосковье, Турция, Мексика
4 балла - все страны СССР, Болгария, Румыния, Норвегия
2 балла - Норвегия, Финляндия, Швеция, Сербия, Словакия
0 баллов - Польша, Германия
популярный в 90-х годах метод путешествия - "езда в гробу"
5. Качество трафика на дорогах
0 баллов - на трассах мало грузовиков и легковушек, одни велосипеды, мотоциклы, такси и рейсовые автобусы
1 балл - медленные разбитые грузовики и легковушки
2 балла - часто останавливаются и легковушки, и грузовики
3 балла - в основном останавливаются легковые машины, причем новенькие и красивые
3 балла получают Подмосковье и все европейские страны (грузовики там малоактуальны, а легковушки очень приличные), кроме Прибалтики, Румынии и Болгарии,
2 балла - Россия, Турция, Беларусь, Украина, Болгария, Румыния, Казахстан, Средняя Азия, Мексика, Прибалтика
1 балл - Молдавия
6. Корыстность водителей
0 баллов - большинство останавливающихся водителей хочет денег и уезжает их не получив
1 балл - большинство останавливающихся водителей хочет денег, но многие соглашаются провезти и так
2 балла - не большинство, но значительная часть водителей спрашивает деньги
3 балла - деньги спрашивают очень редко
4 балла - деньги вообще никогда не спрашивают
4 балла получают все европейские страны, кроме Румынии.
3 балла - Россия и Подмосковье, Беларусь, Румыния, Мексика, Турция
2 балла - Украина, Молдавия
1 балл - Казахстан, Средняя Азия
----------------
Итог. Приведем, какое количество баллов получила каждая страна (регион).
Группа 1. Лучшие в мире регионы для автостопа
Турция - 21 балл
Подмосковье - 19 баллов
Группа 2. Нормальный, обычный автостоп (в одних странах лучше одно, в других - иное)
Польша - 17 баллов
Германия - 17 баллов
Финляндия - 17 баллов
Прибалтика - 17 баллов
Беларусь - 16 баллов
Норвегия - 16 баллов
Швеция - 16 баллов
Румыния - 15 баллов
Мексика - 15 баллов
Словакия - 15 баллов
Болгария - 14 баллов
Россия (кроме Подмосковья) - 13 баллов
Сербия - 13 баллов
Казахстан - 12 баллов
Группа 3. Страны с плохим автостопом (но не настолько плохим, чтобы нельзя было ездить)
Украина - 11 баллов
Средняя Азия - 10 баллов
Молдавия - 9 баллов
В группу 4 потенциально вошли бы страны, где таким способом воообще путешествовать сложно, но и ездить по ним именно так вряд ли захочется.
В целом результат теста можно оспорить, какие-то из критериев возможно имеют завышенные баллы, какие-то заниженные, что влияет на конечный результат. В группе 2 многие страны близко друг к другу и при увеличении количества показателей позиции могут легко поменяться.
Так что показатели теста не стоит воспринимать как непреложную истину, они конечно же субъективны, но какую-то картину они все же показывают.
Нелёгок автостоп среди киргизов :-)