Бешеной собаке - семь вёрст - не крюк
За семь дней - 4600 км. Из лета - в зиму и обратно. План был поехать из
Москвы на север Норвегии к однокласснице Галке. Живет она в посёлке городского типа Альта, неподалёку от широко известного Нордкапа.
Дано:
(1) Бельгийская многократная виза.
(2) Распечатать медицинскую страховку от работодателя с покрытием 30k EUR.
(3) Купить буржуйскую страховку ОСАГО, более известную среди простого народа как green card. Минимальный срок - 15 дней. Стоит - две с половиной тыщи рублей.
Транспондер не покупал. Как потом выяснилось - правильно. Он не особо нужен.
Купил алюминиевую канистру на 10 литров. Именно столько можно завозить в Финляндию.
Документы на машину и так с собой возятся. С остальным - разберемся.
Измайлово - Светогорск 27 апреля суббота
Стартую из Измайлово в 6:00. С собой термос с чаем и орешки с сухофруктами. Пока нет траффика - заезжаем на первый платный участок. Бак - на 3/4_ заполнен. На заездах-съездах на платные участки народу почти нет. Первый участок пролетается легко. Круиз контрол ставим на лимит скорости плюс 15 км/ч. По окончании первого платного участка заправляемся под крышечку бака. Погода - идеальная. Сухо, солнечно, тепло.
Тверь объезжается легко, потом движение плотное. Тошнимся. Второй длинный платный участок - просто песня. Снова на круиз контроле плюс 15 к лимиту итого большая часть пути - иду 145 км/ч по круиз контролю. Дорога - классная. Как минимум 2 полосы в одну сторону. Левая полоса почти всегда свободна. После обгона народ обычно дисциплинировано отстраивается вправо.
По окончании длинного платного участка тормозим в населенном пункте с говорящим названием - Мясной Бор. Там столовка, где стоит куча дальнобоев. Это значит место - неплохое. Слопал солянку мясную с хлебушком. Очень вкусно. Супчик зашёл очень хорошо и по делу.
Дальше до Питера тошнимся в плотном потоке по М-10. Долго и нудно. Перед Тосно заехал на заправку, хотя и не надо было особо. Туалет. Чайку. Сделал пару звонков. Предупредил, что еду. По ЗСД заехал в Питер. В районе Богатырского проспекта - съехал с ЗСД. Запарковался рядом с Metro Cash&Carry в районе метро Комендантский проспект.
Отдал посылочку коллеге, встретился с Андрюхой. Поехали в соседний торговый центр, там на фудкорте в грузинской забегаловке заточили по супчику. Харчо - отлично!
Вернулись на ЗСД и почапали по трассе “Скандинавия” в сторону финки.
Заправились под крышечку и залили канистру солярки. На заправке канистру видел последний раз. Собственноручно загрузил канистру в багажник. Со “Скандинавии” свернули направо в сторону Светогорска.
Дорога там дерьмовая. Её чинят активно, но машину реально жалко. Дорога там на УАЗик или накрайняк на “Ниву”, которую уже хорошо ушатали на рыбалке.
Въехали в погранзону как-то буднично, никто у нас ничего не спрашивал. Доехали до Светогорска. В гостинице с нас взяли по 2200 рублей за номер single. Гостиница - чистенькая советская. Основной контингент - командировочные на местный комбинат.
Между делом помыли машину: снаружи и коврики. Это был первый случай когда машина была открыта и без присмотра.
Завтрак в гостинице был великолепный. Особенно мне понравилась моя любимая манная каша с комочками. С детского сада не ел такую вкусную. Стартовали раненько в сторону границы. Там были первыми/единственными. На русской стороне нам махали руками “проезжайте, мол, не тупите”. Пофигу было какой свет у светофора. Потому как мы были одни - на нас оттоптались по полной. Девахе в погонах старшего прапорщика было явно скучно. Как обычно, спрашивали чего я делал в Иране два раза. Из неожиданных приколов попросили громко назвать ФИО и спросили, где я получал паспорт. У Андрюхи спросили, куда он последний раз по этому паспорту ездил.
Потом была финская сторона. Там у меня сразу двойной косяк случился. Я по ошибке заехал на полосу для грузовиков и проехал на красный свет. С точки зрения финнов - букет тягчайших преступлений. Нас проверяли поэтому со всем пристрастием. Позвали очаровательнейшую собачку. Она у нас весь салон обнюхала. Правда, собачка была единственная из финнов, кто был настроен доброжелательно. Открыли все чемоданы, перетрясли все трусы-носки-майки. Цель поездки у нас была - рыбалка в Норвегии. Поэтому подокапывались - где же наши сети и удочки с крючками. Одну нашу машину проверяли полчаса. Поинтересовались почему я по бельгийской визе заезжаю в их замечательную страну. Это им явно не нравилось - какие-то бельгийцы решают, кто к ним в Иматру приедет. Ужос-ужос. Это был второй случай, когда машина была открыта и без присмотра. Потом в Норвегии я не обнаружил своей алюминиевой канистры с лукойловской соляркой в багажнике. Её могли стырить либо на мойке, либо на границе. Других мест не было.
Андрюха научил меня как надо проходить финскую границу.
- фразу: “Антэкси, минэ эн пуху суомеа” (извините, я не говорю по фински) - забыть.
- английский - забыть
- говорить только по-русски.
- говорить кратко, желательно односложно.
Финны меня еще спрашивали - кем я работаю. Вот интересно, что они на основании моего ответа “IT-инженер” решили?
Imatra-Oulu 28 апреля воскресенье
После Иматры дорога хотя и хорошая, но идет по всяким холмам и меж озерами. Поэтому не разгонишься. Почти час серпантинились. Потом вылезли на приличную дорожку и поехали в Juva. Там по плану у нас был завтрак. Есть не хотелось, поэтому ограничились пирожинкой и выпечкой с чаем. Кофе - там просто катастрофа. Даже не ужос-ужос. Выпечка с утра совсем свежая, чухонцы не продают утром вчерашнюю. Спасибо им за это.
"Suur Suomi" - Великая Финляндия. Концепция до сих пор популярная. Вот например следующая картинка. Журнальчик продается в обычной придорожной кафешке.
Великая Финляндия.
Вообще в финке есть три главные скорости 60, 80 и 100. Я бы просто для местных машин предусмотрел был три кнопки на круиз контроле. Превышать можно на 5 км/ч. Радары контроля скорости натыканы густо.
Радарчик контроля скорости.
Вообще финны особо спид-лимиты не соблюдают. Видимо, знают, где можно хаметь.
В целом по финке ехать комфортно. Все едут в потоке, не нужно каждую секунду ждать подвоха. Уровень культуры на дорогах заметно выше. Хотя, конечно, траффик заметно меньше.
Вообще очень важно, что когда каждый не яркая, блин, индивидуальность, а соблюдающий общие правила обыватель, то всем жить удобно и спокойно.
Обедали в ABC в Йисалми. Супчика из красной рыбы с молоком не было :(
На дороге часто попадаются сбитые мелкие животные. Зайчики? Кошки? Видели лису.
В Оулу приехали не сильно поздно.
Там были массовые студенческие гуляния. Кучи студиозов массово и организованно бухают. Все ходят в штанах - цветах своей гильдии.
Городишко в солнечную погоду - очень милый,старые склады на берегу бухты, старинные провинциальные здания в питерском стиле.
По поводу вечера восресения - все едальни были закрыты. С горя поужинали в китайской харчевне.
Жили в гастинице
Radisson Blu. Номер попросили с видом на залив. Баня там была хорошая, бассейн здоровый. Завтрак на утро - чудесный. Блондинка на ресепш - очаровательна и диетами себя не изнуряет, что свидетельствует о её уме вдобавок.
ABC asemat
По Финляндии есть сеть тамошних заправок -
ABC. Обычно это кроме заправки еще и дешёвая столовка плюс convenience store. Там за скромные деньги можно от пуза налопаться в принципе неплохой едой. Количество подходов - нелимитировано.
Oulu - Alta 29 апреля понедельник
Выехали довольно поздно, в 9 утра. Довольно долго ехали по дороге вдоль речки, которая по совместительству - шведская граница. По ней шел ледоход. Чем дальше на север - тем льда больше, а воды - меньше.
Пограничная речка. Зовут её Torne. Плавают льдины.
Дальше к северу льда всё больше.
Потом случился финский городишко с последей заправкой - Муонио. Там мы надеялись пообедать. Хрен-то там. Открытым было заведение со странным названием “Швейцарская кондитерская”. Там скучающая барышня поведала, мол “out of season, пацаны”. Интересно - какой у них там сезон? Залили солярки на 60 евро.
Пообедали сухпайком и ломанулись дальше. Дальше была реальная тундра. Болота, кривые берёзки и сосны в метр высотой, куски снега, лужи.
Попались по дороге олени. Любезно согласились попозировать.
Иногда попадались скалы. Финско норвежская граница весьма условная. Никакого контроля. Нейтральная полоса вообще неухожена, асфальта мы там под слоем грязи не почувствовали.
Переходим норвежскую границу.
В Норвегии тоже было немного тундры, потом начались горы-серпантины. Чем севернее - тем больше попадалось машин в попутном направлении в основном. В Норвегии ограничения скорости 50, 70 и 90.
Вот примерно так ехать по норвежским горам.
Вот такая дорога в норвежской глубинке.
Приехали в Альту поздно вечером. Расчудеснейшая Галка встретила нас, угостила ужином, уложила спать.
Андрюха ещё был способен на какую-то культурную программу вечером, меня же срубило сразу после ужина. Спать в Норвегии - идеально. Там холодно, тихо, чистейший воздух и вода.
День в Альте 30 апреля вторник
Сгоняли в музей
Тирпица. Это такой немецкий военный кораблик, шхерился там в годы войны. Музей был закрыт. Не сезон. Проехались по дороге вдоль Альтафьорда. Очень красиво и медитативно.
Музей закрыт.
Днем погуляли по Альте и окрестностям.
Вечером погуляли по Альте. Городишко в 15 тысяч населения. Вообще у меня почему-то сложилось впечатление, что Норвегия - это очень недавно разбогатевшая страна. Что-то эдакое проскальзывает в крутых тачках, неплохих домах и раздолбанности территории за границами частных владений. Нет такой поколениями выдержанной ухоженности. Как в Швейцарии.
Дома там, кстати довольно странные. При обилии камня вокруг - всё деревянное. Стены - тонкие, остекление максимум двойное.
Обнаружили, что канистры с 10 литрами солярки у нас нет. Солярка в Норвегии стоит 16 местных крон или 120 рублей. Интересно, кто у нас спёр её?
Alta-Oulu 1 мая среда
Похолодало. Упорные викинги по случаю первомая бухали прямо на снегу в белых фуражках. У них так принято. В Альте студенты двух гильдий - в красных штанах (нечто связанное с сервисом) и в черных (технари).
Сходили к памятнику советским солдатам, погибшим в Норвегии. Цветы положили.
Резина у меня была летняя, температура в Альте -3, а на перевалах, через которые мы собрались ехать - аж -5. Солярка в баке тоже летняя, хорошо, что омывайка вбачке сохранилась с зимы, рассчитанная на -25.
Однако поехали.
Учитывая резину, первый горный отрезок ехал мегаосторожно, со скоростью - 50 км/ч. Тошнились долго.
По первоначальному плану хотели остановиться в Кеми. Но тогда перегон следующего дня был бы конски трудным и длинным. Поэтому перебонировали на Оулу. Ради разнообразия решил ехать не по прежней дороге вдоль шведской границы, а по хардкору - через Лапландию.
То ещё решение. Вначале всё было неплохо. Обычные финские дороги. Потом начались дороги, где люди с обочин с нескрываемым удивлением разглядывали нас. В одном месте мы видели мужика, который с явным неудовольствием свернул здоровенную камеру на треноге, которую установил строго посередь дороги. Он явно не рассчитывал на какой-либо транспорт. А тут еще странная машина с русскими номерами. Потом дорога стала очень интересной. Она была однополосной. В смысле не по одной полосе в каждую сторону, а просто - одна полоса. Через каждые эн метров стоял эдакий знак-предупреждение: “мол, пацаны не забывайте, тут могут и встречные машины вам попасться”. Справедливости ради стоит сказать - не попались. За нами долго почти полторы сотни километров ехал шкодовский кодяк с логотипом местного медиа-официоза
YLE. Вообще зрелище то ещё. Абсолютная пустота. Болота. Ни души. Две случайно встретившиеся машины фигачат рядышком через тундру.
Потом стало еще интересней. Даже потресканный однополосный асфальт кончился. Пошла финская грунтовка. Она тянулась почти до Леви. Леви - это горнолыжный курорт. Я там пару лет назад катался. Прилетали мы туда в Киттилю. Казалось - эдакий край земли. А вот - гляди-ко ж ты… Буднично фигачим на машине мимо этого дела причем с севера на юг. Самое, что забавное - в Леви сезон в разгаре. Народ активно катается, снег есть.
В Levi есть снег, можно кататься.
В Киттиле съели по гамбургеру и заправились. Я совсем забыл, что планировал пообедать в Леви. Там знаю отличный ресторан с турецким менеджементом. Очень вкусно готовят в отличии от финнов. Но как-то ошалел малось от впечатлений и забыл о первоначальных планах.
До Оулу доехали без приключений, хотя и устали сильно.
В Оулу жили в гостинице
Lapland Hotel. Очень приличная, уровня Radisson Blu, даже пожалуй, поновее. Рэдиссон уже заметно потёртый. Прошли удачно квест “запаркуйся в финском городе и не нарушь ни одно из тамошних парковочных правил”.
Запаркуйся по финским правилам.
Кстати, девочка на ресепшене сказала, что машину свою она продала потому, что так и не осилила эту премудрость. А девочка - местная. Вроде привычная. А что уж про нас говорить-то. У нас даже хватило сил на небольшую прогулку по городу.
Oulu - Питер 2 мая четверг
Перегон из Оулу в Иматру был обычным, токо вечно нас навигатор закидывал на второстепенные дороги с лимитом скорости 80. Пообедали где-то на одном из ABC.
Залил на всякий случай солярку на 20 евро (105 рублей за литр).
Границу проходили без приключений. Погода была плохая. Переход занял один час. Было очень холодно и ветренно-сыро.
Снова дорога из Светогорска была дерьмовейшей, к Питеру подъезжали брр-р-р-р-р. Всё как мы любим. Дождь стеной, ветер. Нихрена не видно. Хорошо, что есть ЗСД. До Васильевского острова доехали более или менее быстро.
Нас встречали хорошие люди. Олег с Сергеем. Олега я не видел 18 лет, а Серегу вообще, кажись, видел, когда ещё СССР жив был. Они оба классные, ничего у них в мозгах не поменялось в худшую сторону за эти годы. Жалко, что я был полумертвый после переезда из Оулу. Поэтому быстро срубился спать. Олег накормил, кстати, великолепными стейками. Я такого качества стейки ел только производства другого Олега, в Калифорнии-Аризоне на углях.
Питер-Измайлово 3 мая пятница
Стартовал поутру с Васильевского острова. Заправился в районе Тосно. Первый длинный участок платной дороги М-11 ехал в очень сильный дождь. Скорость держал 90-100.
В районе Клина навигатор дурил так, как будто там средства РЭБ применяла нехилая армейская группировка.
Обедать не останавливался. Орешки+сухофрукты+вода - рулят. Спина-поясница сильно затекала, отваливалась и болела.
Как вела себя машина
BMW X1 xdrive18d. 150 лошадей. Кроссовер. Автомат обычный, не робот. Круиз контроль. Подвеска мегакомфортная, хотя, говорят, что в нашем “климате” долго не ходит. Сильно поразила экономичность. Если залить солярку “под пробочку” - то компьютер, покумекав, задумчиво заявляет, что проедет на этом топливе 1108 км на режиме ECO-PRO. То есть запросто можно доехать из Москвы до Хельсинки на одном баке (63л). Никаких проблем не было. Даже на летней резине машина держала дорогу как на рельсах.
Мораль
Три дня за рулем по 10 часов - день отдыха - три дня за рулем обратно - это жесть. Так делать нельзя. Хорошо, что Динка слилась с поездки, тогда бы у нас была бы еще поездка до Хельсинки. Тогда у нас было было 4 дня в одну сторону.
Пройдено четыре с половиной тысячи километров. Впредь - надо планировать перегоны часов по 6.