Поднебесная vs Град на холме

Nov 27, 2019 02:53




На вопросы отвечает
доктор исторических наук,
профессор школы востоковедения НИУ ВШЭ
Алексей Маслов

- Алексей Александрович, какова предыстория экономического противостояния Китайской Народной Республики (КНР) и США? Какие были предпосылки для начала этой торговой войны?

- Глубинная причина нынешнего противостояния заключается в том, что Китай стал выходить за те рамки, в которых существовал в течение долгого времени начиная еще с 1980-х годов.

Страна активно развивалась внутри той мировой экономической системы, которую создали и жестко контролировали Соединенные Штаты. Она успешно пользовалась долларом и всеми прочими финансово-экономическими инструментами, которые стали основой формируемой глобальной системы доминирования США. И это американцев вполне устраивало, но лишь до тех пор, пока КНР играла по установленным ими правилам и исполняла отведенную ей в этой системе роль «мировой фабрики». В этой ситуации Соединенные Штаты поступательно наращивали торговый оборот с Китаем, пока он не достиг почти 620 млрд долларов в год. И дисбаланс торгового оборота между этими странами в пользу КНР тогда никого не беспокоил. Но как только Китай начал стремительно вторгаться в традиционную для США сферу высоких технологий, американцы перешли к активному экономическому давлению на КНР.

Таким образом, в реальности речь идет не о торговой войне как таковой, а о стремлении Соединенных Штатов остановить китайскую экспансию, во-первых, в сферу высоких технологий, во-вторых, на рынки, которые американцы всегда считали своими. Соответственно, главная задача США - создать Китаю как можно больше проблем, чтобы КНР пришлось отвлечь все свои силы на их скорейшее решение. Торговая война - это лишь одна из проблем, спровоцированных американцами.

Параллельно с этим Соединенные Штаты ведут интенсивную работу по дискредитации китайских высоких технологий, стараясь сделать их токсичными в глазах потенциальных потребителей, которых пытаются убедить в том, что КНР организовала тотальную слежку за пользователями. Тем самым американцы рассчитывают обвалить спрос на китайские технологии и не дать им окупаться.

Помимо этого, США провоцируют активизацию территориальных проблем Китая, которые влекут за собой в том числе и рост социального недовольства. В качестве примера здесь можно упомянуть очередное противостояние между КНР и Японией, а также ситуацию в Гонконге.


Ключевые тенденции

- Как вы видите ситуацию сегодня?

- Китай принял многие критические замечания американцев и во многом пошел Соединенным Штатам навстречу. Так, китайский рынок стал значительно больше открыт для иностранного капитала. И сегодня зарубежные инвесторы обладают в КНР равными правами с китайскими компаниями. Китай открыл свой рынок, в том числе непосредственно для США. В частности, это касается некоторых американских автомобилей - раньше они изготавливались по лицензии в КНР, но не поставлялись из-за рубежа. А также американского нефтяного и газового оборудования, в том числе для горизонтального бурения скважин, чего раньше тоже не допускалось.

Между тем Соединенным Штатам этого оказалось мало. И, наверное, лишь несколько месяцев назад китайцы стали осознавать, что дело не только и не столько в торговле, а в том, что на самом деле торговля - лишь повод для новой американской политики, проводимой в отношении Китая.

Если говорить о тенденциях, мы наблюдаем заметное замедление роста китайского ВВП. И, скорее всего, по итогам текущего года этот показатель лишь немного превысит 6%. С одной стороны, это, конечно, все-таки рост, а не падение. С другой - в результате противостояния с США экономика КНР уже выведена из равновесия.

Так, южные регионы Китая, которые всегда были ориентированы на торговлю с Соединенными Штатами (изготавливали товары и оборудование по американским заказам), испытывают серьезное замедление развития. Некоторые районы северо-востока КНР и вовсе близки к стагнации - там рост экономики составляет лишь чуть выше 2%. Кстати, важно понимать, что это большая проблема и для России, ведь именно северо-восточные регионы Китая остаются нашими основными торговыми партнерами.

Всё это, безусловно, отражается и на всей мировой экономике. В частности, можно ожидать падения мирового ВВП как минимум на 1%, а объемов мировой торговли - на 8-10%. И, естественно, это бьет по экономике американской. Уже сегодня США вынуждены дотировать своих производителей, прежде всего в секторе сельского хозяйства, продукция которых поставлялась в КНР.

В то же время начался процесс стремительного перераспределения мировой торговли. Так, целый ряд стран, экономические успехи которых ранее были практически незаметны, получают от Китая всё больше и больше заказов. И серьезно поднимаются на американо-китайском противостоянии. Это, например, Вьетнам и Перу, которые сразу же выделились по объемам поставок в КНР овощей и фруктов. Получили дополнительный импульс для развития Австралия, Новая Зеландия и Аргентина - они наращивают экспорт в Китай молока, мяса и сои. А Индия, например, - медицинского оборудования.

Открывается окно и для России. Однако здесь китайцы ведут себя очень взвешенно, аккуратно и цинично с точки зрения ведения бизнеса. Прежде всего Китай крайне заинтересован в закупках российских продуктов питания. Но в зависимость от наших поставщиков КНР попадать не желает. Поэтому китайцы заставляют российский бизнес жестко конкурировать на своем рынке с теми же австралийскими и новозеландскими компаниями. То есть говорить о том, что Россия автоматически может получить значительную долю китайского рынка, не приходится. Достаточно сказать, что некоторые отечественные сельскохозяйственные товары до сих пор находятся под санитарными санкциями Китая.



Кризисы полезны

- В чем в данном случае сила и слабость Китая?

- Небольшие кризисы не только не вредят, но даже нужны китайцам для предотвращения возможных «головокружений от успехов». Дело в том, что все проблемы развития Поднебесной, как в прошлом, так и в настоящем, связаны с тем, что в периоды стремительного роста правители Срединного государства забывают о существовании внешнего мира. В качестве примера можно привести ситуацию середины XIX века, когда Китай был одним из передовых с точки зрения экономики государств. Но, не уделив достаточного внимания тому, что во внешнем мире есть мощные силы, которые не только имеют другие интересы, но и готовы отстаивать их с помощью оружия, китайцы проиграли. И из процветающей державы были превращены в полуколониальную страну.

Сейчас эта история в известной степени повторяется на другом этапе развития. КНР уже практически провозгласила себя если и не империей №1 в мире, то уж точно державой №2. Причем при полной уверенности, что до полного успеха остался один шаг. Но оказалось, что США могут легко нанести очень серьезный удар по Поднебесной. И это привело к отрезвляющему эффекту. Как следствие, Китай научился гибко и быстро менять экономическую модель, не отказываясь от своих главных политических установок. Например, власти КНР резко уменьшили налоги на малый и средний бизнес, завоевав таким образом дополнительные очки доверия со стороны населения. Были оптимизированы расходы на содержание государственных служб и так далее. Это, безусловно, повысило экономическую эффективность страны.

Были сделаны и другие выводы. В частности, Китай стал более бережно относиться к своим партнерам. Так, развитие российско-китайских отношений, особенно в военно-политической и военно-технической сфере, во многом связано именно с тем, что китайцы начинают понимать, что в нынешней ситуации обойтись без надежных партнеров даже Срединному государству невозможно. В результате КНР смягчила и политику жесткого «принуждения к дружбе» целого ряда стран в рамках своей стратегии «Один пояс - один путь». И сегодня Китай готов рассматривать различные варианты взаимодействия, включая сотрудничество посредством более активного участия в уже действующих экономических блоках, таких как ЕАЭС, ШОС и БРИКС. То есть КНР возвращается к активной многосторонней дипломатии и использованию уже существующих механизмов международного партнерства.

Но нужно понимать, что стратегию развития Китая всё это не изменит. Разве что китайцам придется более внимательно относиться к уже установившимся правилам игры, а не только диктовать те условия, которые выгодны исключительно им самим.

- С какими еще проблемами может столкнуться КНР в ближайшее время?

- Замедление экономики и растущее социальное неравенство в стране могут привести к обострению внутренних проблем Китая. А при определенных условиях и обстоятельствах даже к социальному взрыву. Чего китайские власти, понятное дело, всеми силами стараются избежать.

Кроме того, КНР делает ставку, главным образом, на завоевание новых внешних рынков и экспорт прежде всего высокотехнологичной продукции. Но выход Китая на эти рынки блокируют Соединенные Штаты. Поэтому многие госпрограммы по развитию этого направления, такие как, например, «Сделано в Китае 2024», могут быть не выполнены в намеченные сроки. Что, безусловно, отразится на показателях экономического роста страны.

Читать далее тут: http://www.samovar-news.com/2019/11/24/podnebesnaya-vs-grad-na-holme/

перепост, политика, Европа, Россия, жизнь, диагноз, документалистика, наши люди, прогноз, энергетический рынок, Штаты, Китай, экономика

Previous post Next post
Up